Что может быть предметом литературы
Цели художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Художественная литература
Под понятием «художественная литература» подразумевают вид искусства, в котором в качестве материала для произведений используют человеческую речь и литературный язык. Художественная литература объединяет в себе и авторские произведения и народные, не имеющие авторства.
Специфическими характеристиками художественной литературы являются:
Опыт, который мы получаем из художественных произведений, сложно переоценить. Благодаря ему мы не только можем выстроить свою жизненную позицию, опыт, который мы извлекаем из книг помогает в решении повседневных проблем и конфликтов, так как большинство таких проблем и конфликтов были описан ранее в произведениях художественной литературы. Наша задача перенять этот опыт и суметь внедрить его применение в нашу собственную жизнь. Таким образом когда мы читаем художественные произведения мы познаем сложность жизни.
Помимо того, что мы видим жизнь других людей на страницах произведений, мы так же узнаем личную точку зрения автора. В своем произведении он выражает свой собственный внутренний мир через героев, их характеры, их поведение в тех или иных ситуациях.
Литературные произведения являются еще и отражением эпохи. Литературные произведения разных эпох демонстрируют нам социальные, общечеловеческие и глобальные проблемы того времени. Литература является первым отголоском настроения общества. Она может показать нам все то, что происходит внутри человека, в стране и в мире. Благодаря художественной литературе мы можем окунутся практически в любую эпоху и увидеть мир глазами ее современников.
Предмет художественной литературы
Художественная литература развивается уже на протяжении многих веков. За это время она настолько прочно проникла во внутренний мир человека, его взаимодействие с другими людьми и с действительностью, что на сегодняшний день ответ на вопрос, что является предметом художественной литературы несомненно прост – это человек. Но следует отметить, что человек не сразу занял центральное место в художественной литературе, для этого потребовалось некоторое время, знания, творческие способности. Если говорить о древней поэзии, то на том этапе человек еще совершенно не занимал центрального места в ней, в большинстве своём древняя поэзия воспевала священных животных, птиц и растения. Человеку же было отведено место служителя природы.
Готовые работы на аналогичную тему
В Античной литературе на передний план уже начинает возводиться человек, но не в своем обычном обличии, а в обличии богов. Затем литература все больше начинает тяготеть к обычному человеку и описывать его жизнь, деятельность, чувства и эмоции.
Позднее писатели начинают делать все больший акцент именно на внутренних переживаниях героя, в произведениях появляется все больше психологизма и философии.
Следует отметить, что предмет художественной литературы самым прямым образом связан с ее основными целями.
Первая цель художественной литературы вытекает из одной из ее функций. Литература знакомит своего читателя с представлениями о народе, о стране, эпохе. Литература помогает читателю понять природу человека, общества, места человека в этом обществе. Таким образом литература помогает читателю осознать свои собственные потребности и интересы.
Следующая цель вытекает из трансляционной функции, то есть она передает знания и опыт других поколений. Наиболее интересны в этом плане примеры древней художественной литературы, где опыт людей представлен в преданиях и легендах.
Еще одна важная цель художественной литературы заключается в помощи человеку адаптироваться в обществе, литература способствует личностному росту человека. Она позволяет нам через ее произведения «общаться» с людьми разных эпох, стран, возраста, профессий. Литература – одно из эффективных средств общения между людьми. Особенно хорошо с этой задачей справляются произведения сатирического жанра, сатирические произведения, а также автобиографические произведения.
Цель художественной литературы дать оценку эпохе, которая описывается в произведении, указать на положительные и отрицательные аспекты. Но следует учитывать, что оценка эта чаще всего будет носить субъективный характер. Многие произведения предлагают читателю самому сделать выводы и оценить происходящие события.
Художественная литература также способна влиять на взгляды людей, активировать творческие способности, мотивировать его к самовыражению. Литература не навязчиво демонстрирует нам идеальный прекрасный образ.
По мимо всего прочего, художественная литература обладает способностью влиять на чувства человека. Она преображает духовную сторону жизни человека. Цель литературы дать читателю эстетическое наслаждение.
Литература так же помогает нам восстановить свой баланс духовных сил. Литература – это творческий процесс, автор во время написания своего произведения тратит огромное количество своей духовной энергии. Эта энергия в последствии передается через литературное произведение читателю. Некоторые считают, что литератур способно исцелять и это действительно от части так. Она демонстрирует некую профилактику душевных заболеваний общества.
Еще одна цель художественной литературы состоит в воспитании в человеке индивидуального и общественного сознания. Произведения художественной литературы учат воспринимать красоту этого мира, доброту, приводят пример правильного поведения и гармоничного развития человека, и общества. Писатели пишут о любви, чести, долге, благородстве. Литература способна воспитать людей сильных духом.
Функции художественной литературы
Из основных целей художественной литературы вытекают ее основные функции:
предмет литературы и искусства
Смотреть что такое «предмет литературы и искусства» в других словарях:
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История литературы и методы ее изучения — Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия
История литературы и методы ее изучения — ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на… … Словарь литературных терминов
Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Язык художественной литературы — Язык художественной литературы 1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика), в некоторых обществах совершенно отличный от повседневного, обиходного («практического») языка; в этом смысле… … Лингвистический энциклопедический словарь
Социология искусства — смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… … Большая советская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — философская теория литературы. Существует в трех основных вариантах: во первых, включение литературы как равноправного компонента в контекст философии того или иного мыслителя, во вторых, сопоставление философии и литературы как двух автономных… … Современный философский словарь
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла:… … Литературный энциклопедический словарь
свободные искусства — (лат. artes liberales) совокупность учебных дисциплин в средневековой школе, считавшихся также базовыми для дальнейшей подготовки ученых, специалистов в различных областях, в том числе теологии. Весь цикл делился на две части: тривиум… … Словарь средневековой культуры
Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л.… … Литературная энциклопедия
Текст книги «Основы теории литературно-художественного творчества»
Автор книги: Анатолий Андреев
Жанр: Языкознание, Наука и Образование
Текущая страница: 21 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Вместо заключения
Объект и предмет
литературы и литературоведения
Предметом литературы является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.
Если говорить о великой литературе, то предметом ее пристального внимания становится процесс превращения человека в личность. Система ценностей (основа содержания) обретает эстетическое измерение (стиль), воплощая формулу Красота – Добро – Истина.
На самом деле надо выразиться еще более точно и конкретно: один информационный комплекс, телесно-психологический, известный нам под названием человек (индивид), на наших глазах превращается в другой, духовно-психологический, имя которому – личность. Меняется тип управления информацией, меняется способ мышления – в результате меняется система ценностей, система мотивов поведения – следовательно, меняются типы конфликтов, типы и системы персонажей.
Именно конфликт типов управления информацией и является объектом изображения в литературе, ибо все духовные коллизии человека коренятся в информационной природе конфликта.
От натуры – к культуре (от приспособления – к познанию): это и есть подлинно культурный путь человека, который (путь) посредством образов (если говорить о языке литературы как виде искусства, виде художественного творчества), закрепляемых в стиле, в частности, в сюжете (если говорить о способах выражения образа), отражается в литературе.
Это и есть один-единственный, универсальный объект литературы, отраженный в ее предмете: духовное производство человека. Других попросту нет, им неоткуда взяться. Полюса-то в духовном пространстве всего два: психика и сознание. Два полюса связывает один сюжет. Идти можно только в одном направлении, снизу вверх (осуществляя процесс познания), от натуры к культуре, проходя при этом неизбежные и, в общем, известные ступени (тело – душа – дух). Если путь к личности состоялся, прямая, та, которая «снизу вверх» (обозначающая процесс познания), смыкает конец с началом, образуя круг. Личность – это целостность, единство «низа» и «верха». Графический эквивалент целостности – это круг. Не следует забывать, что сюжет – всегда способ передачи содержания, но не само содержание. От натуры к культуре: это и есть содержательная, внутренняя сторона сюжета, внешнее выражение которой – ряд событий.
Если писателя интересует, скажем, процесс деградации, обратный процесс от культуры к натуре, «сверху – вниз», то это является формой выражения все той же закономерности: точка отсчета в духовном мире человека, культура, никуда не исчезает, именно она структурирует духовность. Разница в том, что теперь перед нами уже процесс приспособления, отрицающий процесс познания, противостоящий ему.
Однако художников слова интересуют не просто духовные проявления человека, не просто процесс его окультуривания, но поэтизация (эстетизация) этого процесса. Сам факт того, что «путь к личности» (или бегство от личности) становится фактом (предметом) искусства, свидетельствует о том, что подобные духовно-идеологические коллизии канонизируются, отбираются и закрепляются в качестве образцовых, многократно усиливая свое воздействие на умы и души читателей.
Таким образом, литература отражает бессознательную духовность человека, не столько анализирует, сколько моделирует путь («снизу – вверх»), который принято называть «поиски истины».
Что же в таком случае является предметом литературоведения?
Предметом литературоведения является не «текст» (эстетический способ упаковки смысла – стиль) и не метатекст (смысл как таковой, обладающий концептуальной автономией), а художественное произведение, которому присущи, с одной стороны, свойства стиля, а с другой – оно определяется наличием «идейного содержания».
Литературоведение, во-первых, выявляет предмет литературы (что мы сейчас и сделали), а во-вторых, в этом предмете – объект всякой гуманитарной (и негуманитарной) науки, а именно: объективную содержательность, соотносимую с природой человека (для чего необходима эффективная методология познания). Можно сказать иначе: задача литературоведения – обнаружить содержание в содержании литературы. Этим «сверхсодержанием», как мы выяснили, является не просто человек (метафора «человековедение» отражает теоретическую беспомощность в осознании специфики литературы и литературоведения), а проблема превращения человека в личность.
В этой связи следует уточнить сам термин содержание.
Без теории сознания оказалось невозможным сформировать представление об объекте и предмете исследования для эстетики и литературоведения. Теория двух языков культур, психики и сознания, приспособления и познания, насквозь диалектична. Это означает, что не только сама теория создавалась с помощью диалектики, но и диалектика существенно обогатилась благодаря этой теории.
Как только стало ясно, что интеллект служит способом продления бессознательных технологий в любой сфере деятельности (в «физике», то есть науках естественных; в «лирике», науках гуманитарных и проч.), стало очевидно, что научно сформулированные объект и предмет исследования в любом секторе реальности – забота разума, но не интеллекта.
Вот и диалектика с точки зрения разума – имеет не совсем те, и даже совсем не те параметры, которые были «вычислены» интеллектом. Быть диалектичным в разумном смысле – значит понимать, что «вещи» (объектный мир) существуют не сами по себе (хотя кажется, что они существуют «как бы» сами по себе, независимо от нас), а лишь в человеческой интерпретации, которая, по большому счету, делится на два типа: сознательную и бессознательную. Сознательный подход к реальности – это противостояние бессознательному, это сплошной конфликт и поединок, так сказать, борьба за сферы влияния. Сознательное отношение (тип управления информацией) – познание – прерогатива разума; бессознательное отношение (тип управления информацией), выдаваемое за сознательное, – приспособление – забота интеллекта. Таким образом, разум и интеллект различаются качественно и функционально как разные информационные инстанции, имеющие в принципе разный гносеологический потенциал; носителем разума оказывается личность – человек духовный, становящийся субъектом и объектом культуры; носителем интеллекта оказывается человек бездуховный, индивид, живущий бессознательной жизнью и являющийся субъектом и объектом цивилизации. Носитель интеллекта в прямом и точном смысле является венцом натуры, остановившейся у иного информационного порога – у порога культуры.
Вектор развития цивилизации – от социоцентризма к индивидоцентризму (ориентация на интеллектуально развитого гомо сапиенса). Все цивилизационные характеристики – это формы бессознательного типа управления информацией, бессознательного способа освоения действительности. Вот почему актуальная задача – придать всем человеческим делам и помыслам культурное измерение, посмотреть на феномен человека и человечества с позиции разума. Вектор развития культуры – персоноцентризм (ориентация на духовно развитого индивида, которым в принципе способен стать интеллектуально развитый гомо сапиенс).
Языком познания становятся понятия, языком приспособления – образы. Однако интеллект также оперирует понятиями, хотя осуществляет функцию приспособления. Это означает, что сам по себе язык познания еще не обеспечивает функцию познания; более того – на языке познания осуществляется наиболее эффективное приспособление.
Все это возможно потому, что понятия, не организованные (не структурированные) методологией (в основе которой – тотальная диалектика), начинают выполнять функцию приспособления. И напротив: если за образами просматривается формат и возможности методологии (что случается крайне редко), имеет смысл говорить о гносеологическом потенциале искусства (прежде всего – художественного слова). Вот почему все современные науки, гуманитарные и негуманитарные (в том числе физика, математика, экономика, философия, литературоведение), не переставая быть науками по форме (то есть формально выполняя функцию познания), являются де факто формой приспособления к реальности.
Возьмем отдельное (единичное), при научном подходе к которому великолепно прослеживаются универсальные закономерности познания. Не существует литературоведения как такового, то есть всеми признаваемой научной дисциплины с бесспорно выявленными объектом и предметом исследования; все зависит от того, с помощью какого информационного комплекса (инструмента) будут интерпретироваться объект, предмет и суть самой науки. И реальным содержанием данных категорий – «объект», «предмет» и «суть», – равно как и всех остальных, философских и нефилософских, мыслимых и немыслимых, выступает фактор, не имеющий, на первый взгляд, к литературоведению никакого отношения, а именно: реальным содержанием этих категорий становится их отношение к приспособлению и познанию. Или вам удается на законных основаниях познавать законы – или вы бессознательно протаскиваете (с соответствующим интеллектуальным обоснованием, разумеется) идею Бога, мифического гаранта непознаваемости. Познание превращает литературу и литературоведение в объект; приспособление, выдаваемое за познание, делает литературу и литературоведение категориями психологическими, субъективными, сиречь бессодержательными, имеющими, однако же, свой предмет. И это касается буквально всех «объектов», которые по субъективным причинам объектами так и не становятся.
Содержание – это сознательное (разумное) отношение, которое ориентировано на познание, отделенное от приспособления по функциям, но связанное с ним единым «человеческим измерением», то есть функционирующее только как противоположная грань единого информационного комплекса. Содержание науки может быть интерпретировано как «объект», что и закрепляется в соответствующем термине.
Иными словами, познания без приспособления не бывает, как не бывает психики без сознания. Противоположности попеременно оказываются то ведущими, то ведомыми; то доминирующими, то угнетенными. Это и только это обеспечивает результат: содержание, которое всегда в человеческой деятельности является философским содержанием (не философского просто не существует: это абсурд). Содержанием «содержания» становится истина – особого рода содержательность, которую можно характеризовать как способ выявления универсального смысла (сущности) через соотношение со смыслом локальным (с явлением).
Сущность, представленная в необозримом богатстве явлений, становится истиной (или же так и остается ее бледной «категориальной» проекцией, бесплотной тенью).
В данном контексте форма является отношением психики, за которым стоит утверждение приоритета приспособления, и которое, вместе с тем, претендует на то, чтобы отношение это квалифицировалось как познание. Формальное выражение научного содержания может быть интерпретировано как «предмет», что и закрепляется в соответствующем термине.
Данное определение можно считать «содержанием формы».
Нет ничего проще, чем спутать вещи, различающиеся кардинальным образом: для этого надо всего лишь спутать познание с приспособлением (а это возможно только с позиций приспособления). Нет ничего сложнее, чем увидеть различия феноменов, неразличимых с позиции приспособления – нет ничего сложнее разграничения содержания и формы (объекта и предмета). Именно для этого необходима диалектика такого рода, которую я называю тотальной (целостной).
И тут следует иметь в виду следующее. В тактическом отношении познание может диалектически «чередоваться» с приспособлением (меняя функции с целью усиления гносеологического потенциала); в отношении стратегическом познание в известном смысле абсолютно (равно как и приспособление), самотождественно. Именно эта стратегическая функция познания и обеспечивает саму возможность наличия содержания.
Вот и получается, что содержательный, «объектно-предметный» разговор возможен только в информационном поле познания; в информационном поле приспособления категория «содержание» перестает существовать реально (существуя только как потенциальное содержание).
Бессмысленно говорить о человеке, личности, истории, культуре, искусстве (литературе), науке, литературоведении, религии, экономике, политике, цивилизации, вечности, человечестве, – если язык «познания» реализует потребность приспособления. Это всегда разговор ни о чем (хотя формально – обо всем). Форма (предмет) так и не переходит в содержание (объект).
И напротив: содержательный разговор – это разговор «обо всем», потому что он ведется в «познавательном» ключе. В этом смысле не бывает отдельных тем; разговор о чем-то «одном» (например, о литературоведении) подразумевает иерархически выстроенный ценностный ряд (о чем постоянно заботится сознание, оснащенное тотальной диалектикой).
Это и есть, собственно, язык культурного общения. Всякий содержательный разговор начинается с философии, и в данном контексте литературоведение (во всяком случае, его теоретический подраздел) корректнее было бы называть философией литературы.
Если согласиться с аргументами, сформулированными с помощью тотальной диалектики, то приходится признать, что сегодняшнее литературоведение только формально является наукой, изучающей форму (предмет), содержанием которой (которого) является бессодержательность. Содержания – объекта познания – как точки отсчета не присутствует ни в науке, ни в ее предмете.
Вот откуда фонтанируют безудержный субъективизм и тотальная психологизация методологии. Но этот «тотальный» грех, как ни странно, достаточно легко устраним. Стоит нам определиться с содержательностью литературоведения, как мы с надежных методологических позиций можем обосновать содержательность литературы – ту самую художественно выраженную Истину (вспомним: «Истина – Добро – Красота», пока что априорно – то есть бездоказательно, бессодержательно – существующая формула художественности), которую принято «уважать», хотя никто не относится к ней серьезно (научно).
Собственно, мы и попытались в самом начале нашей работы научными методами «зафиксировать» объект литературы, содержащийся в ее предмете, для чего нам пришлось объясняться по поводу объекта литературоведения, ныне существующем исключительно в виде предмета.
Объекты литературы (искусства) и литературоведения (науки) идентичны: они реализуют отношение познания; но поскольку сегодня «объект литературы» и «объект литературоведения» существуют главным образом как «предметы», в которых воплощено отношение приспособления, то литературоведение фактически является литературой по поводу литературы.
Неразграничение «объекта» и «предмета» науки ведет к ликвидации науки (точнее, к невозможности ее появления). Дифференциация «объекта» и «предмета» науки становится свидетельством овладения тотальной диалектикой. Отсюда рукой подать и до дифференциации типов управления информацией. А это означает возникновение культуры в подлинном значении этого слова, ибо появление культуры из недр цивилизации возможно исключительно как разграничение отношения познания и отношения приспособления.
Собственно говоря, сам феномен глобализма, феномен то ли расцвета цивилизации, то ли выражения ее кризиса, то ли попросту фаза интенсивного цивилизационного распада, – сам этот феномен оказался возможен именно потому, что в должной степени не сформировалось отношение познания, в результате чего науки так и не обрели своего содержания, реального объекта изучения. Глобализм – феномен именно цивилизации, но не культуры, ибо содержанием процессов глобализации стало отсутствие культурного содержания. Вот почему «предметный» разговор в рамках отношения приспособления всегда беспредметен: он лишен объекта. Глобализм, по идее, вплотную подводит к осознанию феномена культуры. Однако цивилизацию и культуру разделяет не пресловутый «один шаг», а принципиально разное соотношение информационных по своей сути и структуре «предмета» и «объекта». Сама цивилизация есть предмет (форма), объектом (содержанием) которого(ой) должна стать культура. Переход к культуре означает не исчезновение цивилизации, а появление у нее объекта, осознанного содержания.
Пока что содержанием цивилизации является бессодержательность, вот почему доминирующей духовной и эстетической идеологией сегодня стал постмодернизм, где культ формы превратился в содержание. Этот императив бессознательного и обслуживает сегодняшнее литературоведение.
Список обязательной литературы
1. Андреев А.Н. Теория литературы: личность, произведение, художественное творчество. Учебное пособие для студентов вузов. В двух частях. Часть 1: Теория литературно-художественного произведения. Часть 2: Теория литературно-художественного творчества. – Минск, БГУ, 2005.
2. Андреев А.Н. Психика и сознание: два языка культуры. – Минск, БГУ, 2000.
3. Андреев А.Н. Классическая русская литература в свете целостного анализа. Диалектика художественного сознания. [Электронный ресурс] Мн.: Научно-методический центр «Электронная книга БГУ», 2003. Режим доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Philology/andreev2.pdf. (17.03.2010)
4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, «Дизайн ПРО», 1998.
5. З.Фрейд. «Я» и «Оно». – Тбилиси, 1990.
6. Э. Фромм. Человек для себя. – Минск, 1992.
7. К.Г. Юнг. Феномен духа в искусстве и науке. Т. 15. – М., 1992.
8. А.Ф. Лосев. Проблемы символа в реалистическом искусстве. – М., 1993.
9. Произведения писателей и поэтов, в которых затрагивается проблема художественного творчества.