Бюрократическая система что это
Что такое бюрократия, в чем ее плюсы и минусы для народа и государства
Дословно – «власть письменного стола».
Уважаемые читатели, приветствую вас на блоге iklife.ru. Сегодня поговорим о том, что такое бюрократия и всегда ли это плохо. Бюрократия происходит от французского слова «бюро» – офис, канцелярский стол – и греческого «кратос» – власть. Дословно получается – власть письменного стола.
Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.
Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.
Зачем нужен бюрократический аппарат
Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.
Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.
Без бюрократии нельзя
Как доказать, что офицер отдал приказ? Никак, документов никаких нет.
Офицер на свободе, солдат в тюрьме.
Три вида бюрократии
Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.
Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».
Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.
Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.
Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.
Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.
Недостатки бюрократии
Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.
Иногда бумажная волокита создается для того, чтобы имитировать бурную деятельность. «Верхи» таким образом отчитываются еще более крупным «верхам» о том, как они хорошо работают: вот, смотрите, мы делаем это, это, это, а еще вот это, и все отчеты у нас есть.
В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.
Еще один недостаток – бывает сложно решать вопросы из-за строгой иерархичности. Низы не могут решить какой-то вопрос, потому что он «не в их компетенции», а до верхов не достучаться.
Третья проблема – коррупция. «Заплатите мне денежку», а то будете сто лет в очередях стоять.
Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.
Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.
Подробнее о том, что такое бюрократия
Бюрократия – это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц.
Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы.
Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами
При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы.
Ниже их подчиненные и так далее аж до простых клерков. Не сложно догадаться, что по данному принципу устроены практически все современные системы управления. Особенно это касается управления государством. Таким образом можно сказать, что бюрократия — это доминирующая в мире форма администрирования и управления.
Тем не менее в современную эпоху, термин «бюрократия» все чаще используется в негативном контексте при описании различных сложностей и промедлений, возникающих при использовании данной запутанной и громоздкой системы. Довольно часто в средствах массовой информации и не только можно услышать фразы типа:
На самом деле, подобные негодующие изречения в сторону бюрократии являются весьма справедливыми, особенно когда система перенасыщена массой бесполезных формальностей. Следует также отметить, что переизбыток бюрократических функций в государстве является хорошим климатом для возникновения коррупции при решении тех или иных вопросов.
Кто такие БЮРОКРАТЫ
Бюрократы – это общий термин, которым принято называть административных работников, трудящихся в сфере управлении. Простыми словами, бюрократы — это всевозможные чиновники, которые могут решать те или иные задачи в соответствии со своей компетенцией.
В негативном контексте, бюрократом принято называть человека, зацикленного на соблюдении всех бумажных (и не только) формальностей.
Этимология и происхождение термина «БЮРОКРАТИЯ»
Термин «БЮРОКРАТИЯ» произошел от слияния французского слова «bureau» (офис, контора, канцелярия, отдел, письменный стол) и греческого «kratos» (власть).
Предположительно данный термин придумал французский экономист Жак Клод Марии Венсан еще в начале 18-го века, но глобально его использовать начали только в 20-ом веке после публикаций немецкого социолога Макса Вебера.
Бюрократия в истории
Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.
Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.
В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.
Бюрократ — это… Что такое бюрократ: отличительные особенности, суть работы
«Бюрокат» переносном смысле слово используют для обозначения таких характеристик как волокитчик, педант, формалист. Рассмотрим, более детально, что значит бюрократ.
Отличительные особенности бюрократа
Бюрократ – это представитель бюрократической системы управления. Очень влиятельный человек и крупный чиновник. Но этот термин имеет и переносное значение – должностное лицо, которое злоупотребляет своими полномочиями и пренебрегает существом дела ради соблюдения каких-то мелких формальностей.
Первое, что нужно отметить, бюрократ работает в области, где результат человеческих усилий невозможно оценить в денежном выражении. Страна, где процветает бюрократическая система управления, расходует огромные суммы денег на содержание бюрократических учреждений, на выплату жалованья и заработной платы огромной армии чиновников, на покупку необходимого им оборудования, а также канцелярских принадлежностей.
Но то, что государство получает в обмен на свои затраты – оказанные услуги – невозможно оценить в денежном выражении. Его оценка зависит от произвольного решения самого государства. Другой немаловажный аспект – в бюрократической системе управления взаимосвязь между подчиненным и начальником имеет личный характер.
Подчиненный постоянно зависит от того, как начальник оценивает его самого, а не его работу, а нередко исход какого-либо дела зависит от настроения начальника в данный момент времени (таков человеческий фактор). Большинство чиновников-бюрократов оказываются на всю жизнь привязанными к своим учреждениям.
Суть работы бюрократа
Их интеллектуальным уделом становится сплошная иерархия с ее бесчисленными правилами и бесконечными предписаниями. Судьба чиновников- бюрократов полностью зависит от милости вышестоящих должностных лиц, от чьих капризов они всегда во власти не только на службе, но даже и в личной жизни.
Несовершенство бюрократической системы
В своем большинстве бюрократы были, конечно, достаточно посредственными людьми. Но в то же время среди них встречались и талантливые люди (выдающиеся художники, писатели и музыканты).
Так или иначе, когда отсутствуют важные критерии оценки, которые могли бы безусловным образом подтвердить успех или неудачу бюрократа при исполнении его служебных обязанностей, это создает неразрешимые проблемы.
Это, конечно, уничтожает инициативу и у человека исчезают стимулы делать больше необходимого назначенного минимума. Как следствие, это заставляет бюрократа больше беспокоиться за формальность и следить за бесконечными инструкциями, чем за материальным и реальным успехом.
Бюрократия — что это и как она работает
Когда говорят о бюрократии, часто имеют в виду что-то плохое. Она выглядит препятствием к нормальной жизни — тем, что ограничивает права простых людей, заставляя их чувствовать себя маленьким винтиком большого и сложного механизма. С другой стороны, это явление существует на протяжении всей истории человеческой цивилизации. А это означает, что она является чем-то важным и необходимым.
Что такое бюрократия простыми словами
Бюрократия (от французского слова «bureau» — канцелярия и «кратос» — власть) — это способ управления обществом структурой стоящей выше. Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. При этом обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.
Часто это слово используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей.
Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.
Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия. Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.
История бюрократии
Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие.
В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.
Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:
Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.
Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:
К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.
Разновидности бюрократии
Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии: классическую, профессиональную и адхократию. Далее они будут рассмотрены более подробно.
Классический тип
В этом случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам. Такому способу организации работы свойственны следующие преимущества:
Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.
Однако использование классической формы связано с наличием серьёзных недостатков:
Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.
Профессиональные бюрократические структуры
Бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников. Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:
При таком способе организации работы существуют следующие преимущества:
Хотя профессиональная бюрократия эффективна, однако и такой способ организации труда имеет определённые недостатки:
Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.
Использование адхократии
Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.
При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.
Почему бывают злоупотребления
Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:
Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения. Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями.
Зачем бюрократия нужна
Без неё государство не сможет выполнять свои функции. Например, при рождении второго ребёнка в России молодой семье предоставляется материнский капитал. Он может быть использован для строго определённых целей.
Чтобы это проконтролировать, государство не выдаёт деньги на руки владельцу, а проверяет, на что он хочет его потратить и по его заявлению выполняет перечисление средств.
На всех стадиях этого процесса чиновники (работники Пенсионного фонда) выполняют определённую работу для того, чтобы обеспечить матери возможность использовать полученную сумму. Аналогичным образом бюрократия действует в других сферах жизни общества.
Негативное восприятие бюрократии обычно обусловлено тем, что простой человек часто ощущает зависимость от решений того или иного чиновника. Он должен выполнять свои должностные обязанности, следовать установленным правилам, но не обладать властью над гражданами.
Бюрократия — что это и как она работает
Когда говорят о бюрократии, часто имеют в виду что-то плохое. Она выглядит препятствием к нормальной жизни — тем, что ограничивает права простых людей, заставляя их чувствовать себя маленьким винтиком большого и сложного механизма. С другой стороны, это явление существует на протяжении всей истории человеческой цивилизации. А это означает, что она является чем-то важным и необходимым.
1. Что такое бюрократия простыми словами
Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. Обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.
Бюрократия часто используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей. Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.
Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия.
Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.
2. Когда появилась бюрократии — история
Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.
Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:
Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.
Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:
К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.
3. Разновидности бюрократии
Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:
3.1. Классический тип
В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.
Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.
Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.
3.2. Профессиональные бюрократические структуры
Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.
Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:
Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.
3.3. Использование адхократии
Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.
При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.
4. Почему бывают злоупотребления
Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:
Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения. Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями.
5. Зачем бюрократия нужна
Без неё государство не сможет выполнять свои функции. Например, при рождении второго ребёнка в России молодой семье предоставляется материнский капитал. Он может быть использован для строго определённых целей. Чтобы это проконтролировать, государство не выдаёт деньги на руки владельцу, а проверяет, на что он хочет его потратить и по его заявлению выполняет перечисление средств.
На всех стадиях этого процесса чиновники (работники Пенсионного фонда) выполняют определённую работу для того, чтобы обеспечить матери возможность использовать полученную сумму. Аналогичным образом бюрократия действует в других сферах жизни общества.
Негативное восприятие бюрократии обычно обусловлено тем, что простой человек часто ощущает зависимость от решений того или иного чиновника. Он должен выполнять свои должностные обязанности, следовать установленным правилам, но не обладать властью над гражданами.
Смотрите также видео «Развитие бюрократии»:
БЮРОКРАТИЯ
БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
Признаки бюрократии.
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.
Бюрократия как социальная угроза.
Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.
Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.
1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.
2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.
3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.
Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.
Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.
Формирование бюрократии.
Бюрократия может формироваться несколькими способами:
1. Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.
2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.
3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.
4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий.
Развитие бюрократии при эволюции общества.
Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры существовали задолго до этого.
Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Ярким примером бюрократической власти в добуржуазных обществах считается императорский Китай, где существовала экзаменационная система отбора кандидатов на пост чиновников, многозвенная иерархия чиновников разных рангов и огромная власть чиновников-бюрократов над подданными.
Хотя в эпоху буржуазных революций бюрократизм и пытались неоднократно уничтожить, построить систему управления без ее профессионализации обычно оказывалось невозможным. Поэтому до сих пор бюрократические структуры не только сохраняются, но даже усиливаются из-за усложнения процессов управления. Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах и т.д.
В современную эпоху принято говорить о бюрократии «восточного» и «европейского» толка.
Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является ее неотделимой частью. С помощью бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной.
В отличие от своего восточного аналога, европейская бюрократия хотя и связана с правительством, но не является его сутью. С самого начала своего развития в капиталистическую эпоху правительства в странах западноевропейской цивилизации находились под контролем общества, и этот контроль сдерживает формирование сильных бюрократических систем.
Хотя европейская бюрократия не претендует на захват политической власти, у нее находится множество противников.
Наиболее известными противниками бюрократии среди современных ученых считаются английский писатель и историк Сирил Паркинсон и американский социальный психолог Уоррен Беннис. Паркинсон известен публицистическими работами, в которых он высмеивал недостатки бюрократической организации. Одно из наиболее знаменитых его высказываний: «штат бюрократических организаций увеличивается обратно пропорционально объему проделанной работы». Беннис подходит к изучению бюрократии со строго научных позиций, предрекая провал бюрократии в связи с ее неспособностью решать непредвиденные ситуации и свести воедино организационные и индивидуальные цели. Какими бы устойчивыми ни были бюрократические системы, они постоянно развиваются и видоизменяются. Вебер, определяя идеальный тип бюрократии, вел речь только о формальной стороне этой системы, в то время как у нее существует и неформальная составляющая. Даже в тех организациях, где предписано советоваться только с коллегами, стоящими на более высоком уровне служебной иерархии, неформальные отношения часто оказываются сильнее принятых правил и постановлений. Этот неформальный аспект дает бюрократии возможность повысить гибкость системы в целом и снизить обезличенность процесса взаимодействия. С развитием новых средств коммуникации изменяется и отношение к строгой иерархии. В частности, электронная переписка по сети Интернет нарушает правило соподчиненности, представляя возможность обращаться к любому члену организации в обход принятой иерархии.
Требования современного мира приводят к тому, что возникают новые формы управления, которые, будучи бюрократическими в веберовском понимании с точки зрения их рациональности и эффективности, обладают, однако, характеристиками, отличными от традиционных бюрократических структур. Так, Беннис ввел понятие «адхократии», обозначая им быстро изменяющуюся адаптивную структуру, группу специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с конкретной ситуацией. Примером такой структуры могут быть японские «кружки качества». В отличие от традиционной бюрократии, здесь нет четкой вертикальной иерархии и разделения труда, формальные отношения сведены к минимуму, а специализация не функциональная, а содержательная. Подобного рода гибкие организационные структуры, почти исключающие бюрократизм, пользуются все большей популярностью в современном бизнесе. Однако правительственное управление остается все еще «рассадником» бюрократии.
Развитие бюрократии в России.
Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 в. в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника (табл. 1). Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.
Таблица 1. ОСОБЕННОСТИ БЮРОКРАТИИ В РОССИИ | ||
Характеристики идеального западного чиновника | Характеристики российского «приказного» 17 в. | Изменение характеристик российского чиновничества |
Чиновник считается слугой общества | Чиновник стоит над обществом и навязывает подданным волю правящей элиты | Чиновники постоянно рассматриваются как стоящие над обществом |
Свобода выбора службы | Обязательность службы | С 1762 служба становится личным выбором |
Служебная иерархия | Отсутствие единой иерархии государственных служащих | В 1722 создана единая служебная иерархия |
Служебная специализация и профессиональная компетентность | Чиновник может исполнять обязанности в разных профессиональных сферах | Профессиональная специализация чиновников закрепилась в 19 в. |
Вознаграждается стабильным денежным окладом | Основной доход – поборы с просителей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно | К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование |
Продвижение по службе согласно твердым критериям (прежде всего, в зависимости от квалификации) | Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства. | Постоянно сохраняется зависимость служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью |
Подлежит единой служебной дисциплине | Отсутствие единых дисциплинарных требований | Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов |
Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми | Поддерживает глубоко личностные служебные отношения | Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений |
Составлено по: Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб, «Дмитрий Буланин», 2003, т. 2 |
Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.
Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика (табл. 2) – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.
Таблица 2. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ В РОССИИ / СССР | |
Период | Количество чиновников на 1 тыс. человек населения |
Конец 17 в. | 0,4 |
Конец 18 в. | 0,6 |
1857 | 2,0 |
1897 | 1,2 |
1913 | 1,6 |
1922 | 5,2 |
1928 | 6,9 |
1940 | 9,5 |
1950 | 10,2 |
1985 | 8,7 |
Источник: Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб, «Дмитрий Буланин», 2003, т. 2 |
Управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.
Экономические реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились под лозунгом борьбы с бюрократией. Так, при проведении приватизации в 1990-е главным аргументом в ее пользу было утверждение, что частный предприниматель будет управлять предприятием эффективнее государственного бюрократа. Однако даже в начале 2000-х власть бюрократии в России остается не эффективной, но сильной – государственные чиновники сохранили возможность контроля над всеми основными сферами жизни общества, а число их возросло даже по сравнению с советским периодом. Поэтому рационализация управленческого аппарата остается важнейшей задачей, которую еще предстоит решать в ходе будущих реформ.