Бюджетное правило в россии что это
Что такое бюджетное правило. Объясняем простыми словами
Бюджетное правило — ограничение на рост бюджета страны, вводимое для снижения зависимости экономической политики от цен на сырьё на мировом рынке.
Бюджетные правила обычно вводятся странами, экономика которых сильно зависит от торговли сырьём (в частности, нефтью).
Это работает так: власти определяют базовую цену (её ещё называют ценой отсечения) на сырьё, исходя из которой планируется бюджет. Если цена окажется выше, то разницу (сверхдоходы) складывают в «кубышку» — чтобы из неё инвестировать в экономику и социальную сферу, а также иметь запасы на будущее (или на случай кризиса). Если ниже — то из «кубышки» компенсируют дефицит бюджета.
Бюджетное правило также регулирует ряд других показателей расходов — например, по обслуживанию госдолга страны.
Пример употребления на «Секрете»
«Введённое правительством бюджетное правило сработало, и такое падение цен на нефть не оказало такого драматического влияния на экономику, волатильность валюты и т. д».
(Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф — в интервью РБК).
История
Нюансы
Согласно бюджетному правилу, на дополнительные доходы от высокой стоимости нефти Минфин закупает валюту и золото и направляет эти средства на счета в Центробанке. Затем эти средства перечисляются в ФНБ. Резервы фонда можно тратить только на компенсацию снизившихся нефтегазовых доходов. Но если они превышают 7% ВВП, то «излишек» можно тратить на инфраструктурные проекты.
Практика
С началом пандемии ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила, заключающийся в том, что в нём не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
В бюджетной политике многих стран есть оговорки, что во время чрезвычайных обстоятельств (например, глобальный финансовый кризис) из подобных установок можно делать исключения. В бюджетном правиле России таких исключений нет.
После экономических санкций и падения цен на нефть в 2014–2016 годах российские власти повысили требования к финансовой дисциплине — бюджетное правило стало оплотом стабильности экономики.
Бюджетное правило и в каких случаях его могут изменить
Всем известно, что доходы от экспорта углеводородов составляют львиную долю бюджета нашей страны. Мировые цены на них подобно качелям взмывают то вверх, то вниз. Чтобы уберечь бюджет от раскачивания в такт волнующейся нефти, ввели бюджетное правило.
«Голландская болезнь» – такой экономический диагноз часто свидетельствует о том, что государство прочно подсело на «нефтяную иглу». Теоретически «игла» может быть любой, не только углеводородной. Но на практике чаще всего экономики «захворавших» стран полностью ориентируются на экспорт именно «черного золота» или «голубого топлива».
История этого недуга берет свои корни в Нидерландах (напомним, Голландия – это лишь наиболее известный регион государства). В середине прошлого века открытие Гронингенского месторождения углеводородов вызвало в стране настоящий «нефтяной бум». Масла в огонь подлили государства Аравийского полуострова, которые в начале 70-х годов в отместку Западу за поддержку Тель-Авива в арабо-израильских войнах резко (в разы) повысили цены на углеводороды.
Высочайшая рентабельность экспорта нефти и газа привела к тому, что все остальные отрасли нидерландской экономики оказались в роли второстепенных. Кроме того, тотальная ориентированность на экспорт привела к сильному и неконтролируемому укреплению гульдена – национальной валюты Нидерландов. А чем сильнее курс, тем ниже конкурентоспособность производимой продукции за рубежом. В стране начали массово закрываться промышленные предприятия, резко выросла безработица.
Однако в начале 80-х годов ХХ века нефтяные цены пошли на спад, и в «стране тюльпанов» разразился жесткий экономический кризис. Его усугубила деградация всех остальных отраслей промышленности кроме добывающей.
Таким образом, ситуативное везение в одной-единственной сфере при отсутствии должного государственного регулирования вылилось в крах всей экономической системы.
Кстати, нечто подобное в то же время пережила и экономика СССР, что стало одной из причин развала великой державы.
Учитывая этот поучительный исторический урок, экономисты и финансисты государств, ориентированных на экспорт, разработали бюджетное правило.
Бюджетное правило – предохранительный алгоритм, направленный на то, чтобы защитить бюджет страны от разрушительного воздействия колебаний цен на важные экспортные статьи доходов. А ваш семеный бюджет поможет сохранить и приумножить Совкомбанк благодаря программе выгодных вкладов.
Регулирование нефтегазовых доходов бюджета
Бюджет – один из основополагающих элементов государства, его «казна». За счет него исполнительная власть в нашей стране финансирует федеральные и региональные программы здравоохранения и образования, обеспечивает оборону границ и соблюдение законности и правопорядка, отстаивает интересы России на международной арене.
Российский бюджет формируется из различных статей доходов, в первую очередь за счет налогов – на добавленную стоимость (НДС), на прибыль компаний и на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом наибольший вклад – почти 40% (в 2020 году) – приносят доходы от экспорта нефти и газа.
К счастью, российских добытчиков такая проблема не коснулась, и тем не менее в прошлом году они пережили весьма серьезное падение доходов. Соответственно, резко уменьшились и уплаченные ими в государственный бюджет налоги. И если бы не обновленное в 2018 году бюджетное правило, нагрузка на «казну» оказалась бы куда существеннее.
Суть алгоритма заключается в том, что ежегодно Минфин России во взаимодействии с Минэкономразвития и под четким контролем Госдумы на законодательном уровне определяет, так называемую отсечную цену нефти.
Отсечная цена нефти – пороговое значение экспортной цены «черного золота», при поднятии выше которого все дополнительные доходы от его реализации уходят не на пополнение расходной части бюджета, а в специальные фонды. Например, в стабилизационный или в Фонд будущих поколений.
К слову, доходы от реализации газа и ряда других сырьевых продуктов также подчиняются этому правилу.
Другими словами, составители бюджета заранее определяют для себя максимальную планку государственных расходов на следующий год, даже если текущие цены на углеводороды позволяют поднять ее гораздо выше. А все, что удастся накопить сверху, положат в «кубышку» – Резервный фонд (по другому ФНБ или Фонд национального благосостояния) – на непредвиденные расходы.
Определяется эта планка по итогам детального анализа мировых рыночных тенденций и прогнозов их изменений.
Кроме того, бюджетное правило регулирует ряд других показателей расходов – например, по обслуживанию госдолга страны.
Хотите получить максимум выгодных предложений, имея всего одну карту? Кешбэк до 10%, доход на остаток средств, заемный лимит до 300 тысяч рублей для покупок в рассрочку до 18 месяцев без переплаты и многое другое можно получить с картой «Халва». Заполните форму и получите карту с доставкой или заберите ее в удобном для вас отделении банка.
История бюджетного правила в России
В нашей стране бюджетное правило было впервые вступило в силу в 2004 году, после очередной долгосрочной «просадки» нефтяных цен. С тех пор цена отсечения росла вслед за ростом спроса на углеводороды и за 9 лет поднялась с 20$ до 91$ за баррель нефти марки Urals.
2015 год запомнится нам, как “тяжелый” в связи с обвалом курса рубля к доллару. Прогнозируя дальнейшее ухудшение экономической обстановки, российское правительство приняло решение отменить ограничение государственных расходов.
Но уже в 2018 году эксперты отметили, что экономика начала стабилизироваться. В итоге по просьбе Минфина Госдума восстановила действие бюджетного правила.
Бюджетное правило по отношению к курсу рубля
Если в отношении нефтегазовых доходов бюджетное правило образца 2018 года не сильно отличается от предыдущих редакций, то в регулировании курса рубля произошли серьезные изменения.
До 2015 года был жестко закреплен валютный коридор. Другими словами, Центробанк России корректировал курс рубля к доллару строго в установленных границах. При этом нефтяные доходы сверх цены отсечения он переводил в доллары по собственному курсу (ЦБ РФ).
С началом кризиса это условие потеряло актуальность. Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание», амплитуда колебаний его курса заметно увеличилась. При этом, когда цена доллара опускалась ниже отметки в 60 рублей, конкурентоспособность добытчиков российской нефти и газа резко снижалась.
Интересная информация: для компаний-экспортеров, равно как и для государств с экспортоориентированной экономикой, выгоден низкий курс национальной валюты по отношению к доллару.
Доходы экспортеров падали, а значит уменьшались и отчисления в российский бюджет.
После того, как в 2018 году бюджетное правило было восстановлено, в отношении рубля оно получило новое толкование. Теперь обмен в доллары национальной валюты, направляемой в Резервный фонд, производится не внутри Центробанка, а по свободному курсу на мировом валютном рынке.
Проблема бюджетного правила
С началом коронавирусного кризиса ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила – в нем не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
Эпидемия дважды ударила по нашему бюджету. С одной стороны, обрушились доходы сразу в нескольких отраслях экономики, потребовалось ввести налоговые льготы для многих предприятий бизнеса, а значит поступления денег в “казну” упали. С другой – потребовались значительные непредвиденные расходы на поддержание системы здравоохранения в рабочем состоянии.
Сделать бюджетное правило более гибким могли бы, например, освобождающие оговорки. Это своего рода триггеры, запускающие другой, более подходящий для разрешения проблемной ситуации алгоритм формирования государственного бюджета.
Сегодня многие «светлые умы» финансового пула страны бьются над решением этой проблемы. Так что не за горами новая редакция российского бюджетного правила.
Что такое бюджетные правила
И как они работают
В законах многих стран есть специальные правила, которые сдерживают расходы государства и государственный долг. Они называются бюджетными.
Для стран, которые экспортируют природные ресурсы, существуют особые бюджетные правила, чтобы распределять доходы от экспорта сырья. Потому что даже открытие крупных месторождений природных ископаемых может привести к проблемам в экономике.
Например, в 1959 году на севере Нидерландов обнаружили крупное месторождение природного газа — за 10 лет его добыча в стране выросла в 200 раз. В 1980-х годах примерно 25% экспорта Нидерландов приходилось на природный газ.
Кажется, что экономика должна была ускориться, но на деле получилось иначе. В добывающей отрасли резко выросли доходы, поэтому люди из других отраслей бросали свои рабочие места и тоже хотели добывать газ. Чтобы удержать сотрудников, работодатели увеличивали зарплаты — соответственно, цены в сфере услуг росли. Произведенные в стране товары становились дороже и не могли конкурировать с импортными. Во всех отраслях разгонялась инфляция.
Нидерланды первыми столкнулись с «ресурсным проклятием». В такой ситуации падение цен на сырье приводит к шокам в экономике, ведь все отрасли, кроме добывающей, слабеют и не развиваются.
«Голландская болезнь»: применение бюджетного правила и роль структурных реформ, Финансовый журналPDF, 420 КБ
В итоге страны, которые живут за счет природных ресурсов, ввели бюджетные правила для перераспределения доходов от экспорта природных ресурсов. Когда цена на экспортное сырье высокая, доходы откладывают и формируют финансовую подушку. А когда цена на экспортное сырье низкая — тратят то, что накопили. Так экономика остается стабильной, даже если цены на сырье падают.
Расскажу, как бюджетные правила работают в России.
Что такое бюджетное правило
Бюджетное правило — это ограничение каких-либо бюджетных показателей. Правила поддерживают стабильность государственного бюджета — чтобы расходы не превышали доходы и государственный долг не увеличивался слишком быстро. Хорошие бюджетные правила приводят к долгосрочному экономическому росту.
Кудрин А. Л. «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной кредитной политики»PDF, 4,66 МБ
В 1990 году только семь стран использовали бюджетные правила. Сейчас хотя бы одно такое правило есть более чем у ста стран.
Бюджетные правила могут применяться не только на государственном, но и на региональном уровне. Регионы тоже ограничивают объем своих долгов, а еще определяют, на что можно направить поступающие средства. Например, предельный объем долга Санкт-Петербурга не должен превышать 50% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Зачем применяют бюджетные правила
Бюджетные правила применяют не для того, чтобы стабилизировать финансовые рынки. Они решают такие задачи:
В России бюджетные правила регулируют распределение нефтегазовых доходов и ограничивают дефицит бюджета. Это важно, потому что Россия экспортирует много природных ресурсов.
Принципы действия
Бюджетные правила широко применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Правила снижают первичный дефицит бюджета, увеличивают инвестиционную привлекательность и таким образом положительно влияют на экономическое развитие.
Чаще всего применяют правила баланса бюджета и ограничения госдолга. Долговые правила ограничивают государственный долг в процентах от ВВП. Например, в странах Евросоюза размер госдолга не должен превышать 60% от ВВП. В сбалансированном бюджете доходы больше расходов. Такой бюджет называется бюджетом с нулевым, или ограниченным, дефицитом.
Согласно бюджетному правилу в России Центробанк по поручению Минфина продает и покупает валюту на внутреннем рынке, если мировые цены на нефть сильно меняются. Это делается для того, чтобы не было потрясений в экономике и курс рубля был относительно стабилен.
Преимущества и недостатки
Иногда у правил настолько жесткие ограничения, что они не могут подстраиваться под внешние факторы. Например, в сентябре 2020 года Минфин опубликовал проект поправок к бюджетному кодексу и хочет временно повысить допустимый уровень расходов. Текущее бюджетное правило разрабатывали до коронавирусных экономических ограничений, поэтому сейчас его выполнять сложно.
Кроме того, бюджетные правила зависят от политических циклов: если меняется власть, могут меняться и правила. Перед выборами правительства могут тратить больше, чтобы увеличить свою популярность.
Например, в России перед региональными выборами в 2010 году повысили пенсию — это стоило 3,7% ВВП и существенно увеличило расходы бюджета. Летом 2020 года семьям с детьми выплатили единоразовые пособия — эти расходы тоже не были запланированы в бюджете.
Правила, которые ограничивают размеры госдолга, часто не могут обеспечить стабильность бюджета, потому что экономическая ситуация очень быстро меняется. Например, в 2020 году Минфин хочет привлекать дополнительные средства на внутреннем долговом рынке, чтобы финансировать инфраструктурные проекты: иначе денег на них не хватает.
В правилах, которые регулируют отчисления доходов в резервные фонды, проблема в неточности прогнозных цен на сырье. А для резервных фондов правила устанавливают низкие величины возможных расходов.
В целом правила действительно помогают снизить зависимость экономики от сырьевых доходов, обеспечивают стабильность бюджета и рост экономики.
Однако правила эффективны и устойчивы лишь в нескольких странах, например в Швейцарии и Германии, потому что там используют более сложные, комбинированные бюджетные правила, которые учитывают цикличность экономики и другие факторы.
Как работают бюджетные правила в России
Последняя версия бюджетных правил действует с 2017 года и состоит из двух частей. Первая часть касается накопления и использования Фонда национального благосостояния.
Когда мировые цены на нефть превышают заранее определенную базовую цену, избытки нефтегазовых доходов направляют на покупку иностранной валюты. Потом эту валюту перечисляют в Фонд национального благосостояния
И наоборот: если мировые цены на нефть опускаются ниже базовой, недостаток запланированных нефтегазовых доходов восполняют из ФНБ. При этом Центробанк продает валюту, а деньги отправляет в бюджет.
С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 долларов за баррель и ежегодно индексируется на 2%.
Вторая часть ограничивает предельные общие расходы бюджета на год: объем расходов не должен превышать объем нефтегазовых доходов.
Практика применения бюджетных правил по годам. Всего в России было четыре версии бюджетных правил. Первая действовала с 2004 по 2008 год и началась с создания Стабилизационного фонда, который был частью федерального бюджета. Деньгами управлял Минфин, но он мог передавать часть полномочий Центробанку.
Когда цены на сырье были высокими и его активно добывали, доходы от добычи и продажи сырья накапливали в Стабфонде. Эти накопления использовали, когда цены на сырье падали, а добыча сокращалась. Базовой ценой на нефть тогда считали 20 долларов за баррель.
Деньгами из Стабилизационного фонда можно было финансировать дефицит бюджета, если цены на нефть опускались ниже 20 долларов за баррель. Если в фонде накапливалось более 500 млрд рублей, можно было расходовать деньги и на другие нужды.
Уже в конце 2004 года Стабилизационный фонд составлял 3,1% ВВП. Нефть дорожала, и в 2005 году базовую цену нефти повысили до 27 долларов за баррель. К концу 2007 года в фонде накопилось уже 11,6% ВВП.
Когда денег стало относительно много, Стабилизационный фонд решили разделить на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервному фонду передали функции Стабфонда, а деньгами из ФНБ государство собиралось софинансировать добровольные пенсионные накопления и балансировать бюджет.
С разделения Стабилизационного фонда начался второй период бюджетных правил, он длился с 2008 по 2012 год. Тогда с помощью бюджетных правил разработали нефтегазовый бюджет: размер нефтегазовых доходов не зависел от мировых цен на нефть и рассчитывался как процент от ВВП. Но начался мировой кризис, и большинство правил не применялось: нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.
Третья версия бюджетных правил появилась в 2013 году. Фактически они вернулись к формированию Стабфонда, но эта версия учитывала все ранние ошибки и циклические колебания в экономике. В 2014 году цены на нефть снова начали падать и накопленных резервов стало не хватать на финансирование расходов бюджета. Поэтому бюджетная политика стала жестче, а потом правительство перешло на «ручное» управление бюджетом. Третья версия правил не смогла обеспечить стабильность бюджета в условиях резкого падения цен на нефть, поэтому появились новые правила.
Текущая — четвертая — версия бюджетных правил существует с 2017 года. В 2020 году идет речь о смягчении правил в части предельного уровня расходов бюджета, потому что доходы упали, а антикризисные расходы выросли.
Согласно проекту поправок в бюджетный кодекс, основные желания Минфина такие:
Бюджетное правило и курс рубля к доллару. Бюджетное правило снижает зависимость курса рубля от цен на нефть. Банк России по поручению Минфина продает или покупает валюту, чтобы пополнять или использовать международные резервы. Операции Центробанка не должны оказывать значимого влияния на курс рубля: банк может перестать продавать или покупать валюту, если решит, что это угрожает финансовой стабильности.
Однако, если волатильность на финансовых рынках увеличивается, ЦБ может скупать или продавать валюту на открытом рынке. То есть операции в рамках бюджетного правила могут сокращаться или увеличиваться.
Правило с оговоркой: стоит ли повышать цену отсечения российской нефти
Спад в российской экономике, связанный с пандемией, вызвал новую волну предложений о корректировке ограничивающего расходы бюджетного правила. Действительно ли назрели такие реформы?
Европейский опыт
Модификации бюджетных правил происходят регулярно. Последствия кризисов, изменение экономических реалий или целей развития оказываются важнее стабильных, но неэффективных бюджетных конструкций. Знаменитые Маастрихтские критерии, определяющие предельные уровни дефицита и госдолга в странах Евросоюза, не пересматривались с момента их введения, однако с тех пор в ЕС произошло несколько крупных реформ фискальной политики. Они среди прочего установили ориентиры по среднесрочным уровням структурного дефицита и расходов, которые стали ядром бюджетного планирования. Аналогичные изменения происходили и в других странах, в том числе и развивающихся.
Но периодический пересмотр бюджетных правил не повышает доверие к экономической политике, поэтому в процессе реформирования стараются повысить устойчивость всего механизма. Один из способов — сделать так, чтобы правила лучше учитывали стадию экономического цикла. Это позволяет не снижать расходы бюджета в условиях спада, а в период роста избегать чрезмерного расходования средств.
Однако во время сильных потрясений этого бывает недостаточно. Для таких случаев в законодательстве предусмотрены специальные оговорки (escape clauses), регламентирующие условия, при которых действие бюджетных правил может быть полностью или частично приостановлено, например, масштабный экономический кризис или стихийные бедствия.
Именно такой опцией решили воспользоваться в ЕС. В конце марта Еврокомиссия применила так называемую общую оговорку (general escape clause), а пандемию классифицировала как событие вне контроля правительства. Применение этой оговорки позволит странам ЕС отклониться от своей среднесрочной цели по уровню структурного дефицита и приведет к росту государственного долга. По оценке МВФ, к концу 2020 года госдолг стран еврозоны может вырасти с 84 до 97% ВВП. Важно отметить, что эта оговорка была включена в законодательство еще во время реформы бюджетных правил ЕС в 2011 году, когда старались учесть уроки кризиса 2008–2009 годов. На практике она ни разу не применялась.
Развилка для России
Российские бюджетные правила, модифицируемые с 2018 года (в тестовом режиме с 2017-го), также стали более структурными. Была выбрана достаточно консервативная базовая цена на нефть, что позволило утроить объем резервов в ФНБ. По данным Минфина России, если на начало 2018 года размер фонда составлял 3,6% ВВП, то на 1 апреля 2020 года — 11,3% ВВП, или 12,9 трлн руб. (из которых 9,8% ВВП — ликвидная часть, хранящаяся в Банке России). Механизм бюджетного правила позволит выполнить, несмотря на падение доходов, все расходные обязательства государства в этом году. Действие правила направлено не только на бюджет, но и на стабилизацию валютного рынка, что усиливает его контрциклический эффект. Новая версия правила позволила снизить чувствительность рубля к колебаниям цен на нефть. В апреле 2020 года среднемесячный курс рубля упал относительно февральского уровня на 15%, тогда как во время обвала нефтяных цен в октябре—декабре 2014 года девальвация составила более 26%.
Тем не менее экономисты не раз (и до пандемии, и уже во время подготовки антикризисных мер) предлагали внести новые изменения в механизм бюджетного правила. В первую очередь предлагалось повысить базовую цену на нефть, что на практике означает расширение расходов. Стоит заметить, что, если бы такое повышение произошло до кризиса, мы бы сейчас располагали меньшим объемом резервов. В нынешней ситуации изменение цены отсечения просто лишит правило экономического смысла: придется повышать структурную цену на нефть (то есть ее ожидаемый долгосрочный уровень) в период рекордно низких рыночных котировок. Когда кризис закончится, возникнет соблазн оставить цену на повышенном уровне, что снизит устойчивость бюджета в случае нового падения экспортных доходов.
Возможные варианты
Какой же должна быть оптимальная политика в отношении бюджетного правила? Можно сформулировать несколько принципов.
Во-вторых, бюджетное правило должно стать более гибким, в особенности в периоды кризисов. С 1 апреля в бюджетное законодательство уже был внесен ряд временных изменений на 2020 год, касающихся источников покрытия дефицита: правительство получило право превысить верхний предел госдолга, установленный на этот год законом о бюджете. Кроме того, если среднемесячная цена на нефть будет ниже базовой, то для финансирования дефицита теперь могут быть использованы средства ФНБ, в то время как в стандартной формулировке в таком случае резервы направлялись только на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов.
Далее можно воспользоваться опытом ЕС и предусмотреть возможность приостановления тех или иных требований бюджетного законодательства, формирующих бюджетное правило, в период разрушительных для экономики шоков. Для обеспечения контроля при принятии решения право на приостановку может предоставлять парламент по запросу правительства. Согласно ряду исследований, например работам Майкла Бергмана из Университета Копенгагена и Мартины Гиргил из МВФ, повышение гибкости бюджетных правил в сочетании с надлежащим их исполнением правительством помогает снижать циклические колебания экономики.
В-третьих, усложнение бюджетного правила в последней редакции, а также возможные будущие изменения требуют более прозрачной фискальной политики. Мы видим, как стратегии коммуникаций центробанков по всему миру во многом определяют формирующиеся ожидания инвесторов. Не исключение и Банк России, для которого немаловажным фактором успешного таргетирования инфляции стало повышение открытости, что выражается и в информационных материалах, и публичной активности его официальных лиц, объясняющих те или иные решения.
Возможно, Минфин также мог бы более активно общаться с экономическими агентами для повышения эффективности проводимой политики. Мониторинг внешних факторов и объяснение их влияния на бюджет и валютный рынок через механизм бюджетных правил мог бы благоприятно сказаться на ожиданиях. Для этого необходима формализация процесса коммуникаций, а также разработка и популяризация регулярных аналитических материалов. Широкой общественности важно понимание существующих рисков и перспектив, а также баланса краткосрочных и долгосрочных целей бюджетной политики.