Бунин антоновские яблоки что разрешал сторож барчуку
Бунин «Антоновские яблоки», краткое содержание
Представляю вам краткое содержание известного рассказа Ивана Бунина «Антоновские яблоки». Может быть использовано в читательском дневнике.
Повествование строится от первого лица и на основе воспоминаний автора о прошлом, его ностальгии по безвозвратно ушедшим временам деревенской жизни. В произведении нет сюжета как такового.
Итак, перейдем к краткому содержанию рассказа
В 1-й главе читатель видит описание прекрасных садов антоновских яблок, как люди (нанятые рабочие – мещане) собирают их и грузят на телеги, чтобы отправить в город. А часть яблок продают местным. Например, мальчишкам. Продажа идет бойко и весело, «с шуточками, прибауточками» и даже с игрой на гармонике.
Есть и любители поживится яблочками бесплатно – воры проникают в сад ночью. Тогда Николай (имя автора в рассказе) пугает их выстрелами из ружья. Мещане обращаются к Николаю не только по имени, но и просто – барчук.
Мы вспоминаем вместе с писателем запах этих яблок и свежескошенной травы, смотрим на звезды в ночных далях, куда Бунин вглядывался часами после душевных разговоров со сторожами, охраняющими сады. Описание сельской природы занимает внушительную часть рассказа.
2-я глава
Во второй главе приводится описание урожайного года в зажиточной деревне Выселки, которая славилась не только материальным благополучием крестьян, но и стариками-долгожителями. Это и есть главный признак богатой деревни – что старики живут там подолгу. Автор подробно рассказывает о кирпичных дворах, крепких избах и другом богатстве – пчелах, жеребцах, полушубках, холстах и т.д. Описание заканчивается мыслью, что быть мужиком совсем неплохо – особенно если есть здоровая и красивая жена и сытные обеды с бараниной у тестя.
Далее писатель вспоминает свою тетушку, Анну Герасимовну, которая жила в прекрасной старой, но крепкой усадьбе. Усадьба славилась пением соловьев в саду, горлинками и, опять-таки, яблоками. Дома стоял яблочный аромат, перемешанный с ароматами деревьев и липового цвета. Крепостного права автор не знал, но в укладе теткиной жизни оно очень ощущалось. Во дворе была огромная людская – в которой жили крепостные, и пока идешь к дому, все встреченные слуги кланяются. Тетушка была гостеприимна и хлебосольна. В ее доме все было аккуратно, чисто, но и богато – зеркала в золотых витых рамах, столы с инкрустациями.
3-я глава
В 3-й главе автор знакомит нас главным развлечением помещиков в ту пору – охотой. Он вспоминает своего шурина — Арсения Семеновича, который впоследствии застрелился. У него была богатая усадьба с огромным поместьем. Писатель сожалеет, что теперь уж не таких больших усадеб, а если есть, то нет там жизни – дворовых, собак, лошадей и самого главного – помещика-охотника.
С конца сентября становилось холодно и ветрено, в саду осыпались все листья и наступала пора охоты. В доме Арсения Семёновича собиралось много людей – было шумно, весело, они обильно трапезничали и много пили. И шумная ватага едет в окрестные леса охотиться. Темнеет рано, а собак собрать сразу всех трудно, поэтому вся компания охотников заваливалась на ночлег к кому-нибудь из ближних помещиков. Иногда совсем малознакомому. И бывало, что оставались они там жить на несколько дней. Вот такие гостеприимные нравы были в то время.
Иногда Николай (наш повествователь) просыпал на охоту и оставался на весь день «лениться» в доме – долго нежиться в постели, читать книги и размышлять.
4-я глава
В ней автор описывает упадок, произошедший в помещичьей жизни. Метафорой увядания и запустения опять же служат яблоки – «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Мы узнаем, что «перемерли старики в Выселках», застрелился Арсений Семеныч, да и Анна Герасимовна умерла.
Крупных помещиков почти не осталось, поэтому наступили времена мелкопомещичьей жизни. Но и она автору нравится: «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», пишет он.
Он описывает свои прогулки в седле с собакой по полям поздней осенью, уютные вечера у печки, когда можно «сумерничать» — вести беседы в полутьме. В людской девушки рубят капусту и поют, а можно поехать на несколько дней погостить к соседу.
Писатель подробно описывает день мелкопоместного помещика – охота после утреннего чая из самовара, наблюдение за молотьбой пшеницы на риге.
А совсем скоро наступит зима и время для зимней охоты. Мелкопоместные съезжаются вместе, «пьют на последние деньги» и пропадают целыми днями в снежных полях. А вечером раздаются звуки гитары. Заканчивается рассказ отрывком из лиричной песни о зимнем ветре, который отворял ворота да заметал дорогу белым снегом.
Рассказ «Антоновские яблоки» (Бунин): краткое содержание
Так сложилось, что половину жизни И. Бунин провел вдали от Родины. Но его всегда волновало прошлое и будущее России. Произведение Бунина «Антоновские яблоки» было написано еще в 1900 году. Но отголоски его можно найти и в более поздних рассказах и повестях писателя.
Осенью
Повествование ведется от первого лица. Герой вспоминает о размеренной и спокойной жизни в поместье. Особое чувство у него вызывает навсегда запомнившийся аромат, разносящийся в воздухе. Это пахнут антоновские яблоки. Бунин отмечает, как много их было в тарханских садах. Мужики, с хрустом жуя яблоки, насыпали их в возы, чтобы потом везти на ярмарку.
Бывало, ночью пройдется по саду и окажется у шалаша. Мещанин Николай не спит – не положено. Завязывается короткий разговор. А когда наступает тишина, вскинет одностволку и выстрелит в воздух. А потом долго, пока земля не начнет плыть под ногами, смотрит на звездное небо. И только когда становится прохладно и росисто, бежит к дому. Такими теплыми воспоминаниями наполняет рассказ «Антоновские яблоки» Бунин.
Ярмарка
Рассказ «Антоновские яблоки» продолжается описанием бойкой торговли, которую ведут веселый мещанин и его брат-полуидиот, завлекающий покупателей шутками и игрой на гармонике.
Старожилы
Другое воспоминание писателя связано с Выселками, через которые он проезжал, отправляясь на охоту. Это была крепкая, богатая деревня. В период осенних праздников она преображалась. А если год выдавался урожайный, то поля ее напоминали золотой город.
Старожилы Выселок, белые и высокие, всегда вызывали восторг, говорит Бунин. Антоновские яблоки ядреные или что другое было тому причиною, но многим из них насчитывалось около века. Автор приводит разговор с Панкратом, который уж и не помнил, сколько ему лет, но по всему выходило, что не меньше ста. Старик стоял перед барином, вытянувшись, и виновато улыбался: мол, зажился на этом свете. Да и умер он не от хвори, а просто объелся луку. Такой же крепкой была и его старуха, которая часто, задумавшись, сидела на скамейке и трясла головой. Небось о добре своем тужит, а его немало набиралось в сундуках, судачили бабы. Она даже саван и камень на могилку себе сама купила.
Мужицкий двор
Под стать хозяевам были в Выселках и дома, пишет далее Бунин. «Антоновские яблоки» (краткое содержание именно этого рассказа вы сейчас читаете) показывают, как добротно раньше жили здесь мужики. Большой кирпичный дом, построенный еще дедом. Полные всякого добра амбарчики с железной дверью. Ульи с пчелами. Наполненные гумна. Особой гордостью являлся жеребец-битюг. Причем все содержалось в строгом порядке. Эта картина не раз вызывала желание стать мужиком у автора рассказа «Антоновские яблоки». Бунин представлял, как замечательно трудиться в поле в будни. А в праздники, проснувшись вместе с солнцем, умыться, надеть свежую рубашку и отправиться с красавицей-женой к обедне. А после наслаждаться бараниной, медом и брагой в гостях у тестя.
Старосветское благополучие
Не менее привлекательной была жизнь и в поместье, продолжает свой рассказ Бунин. «Антоновские яблоки» (краткое содержание мы продолжаем вслед за автором) знакомят читателя с усадьбой Анны Герасимовны, тетки писателя. До нее от Выселок было верст двенадцать. Этот путь по пустынной дороге вызывал особую радость. Небо просторное. Укатанная дорога блестит на солнце. Свежие озими, из которых неожиданно вспорхнет ястребок, раскидываются широко. Телеграфные столбы с сидящими на них кобчиками убегают вдаль.
Наконец появляется сама усадьба. Бросается в глаза обилие небольших, но прочных, из дубовых бревен, построек. Из людской выглядывают уже старые слуги, которые снимают шапки и кланяются. Во главе двора стоит приземистый хозяйский дом, крытый почерневшей от времени соломенной крышей. Его фасад, отмечает в рассказе «Антоновские яблоки» Бунин, всегда казался ему живым и напоминал лицо. А на фронтоне обычно сидели голуби, чувствовавшие себя здесь комфортно. Рядом с домом располагался запущенный сад, славившийся яблоками, горлинками и соловьями. Саму усадьбу окружали лозины и березы, которые тоже росли уже не меньше ста лет.
В господском доме всегда было прохладно и темно из-за сада и цветных стекол. Все чисто и на своих местах. Войдя в комнаты, человек первым делом ощущал в воздухе все те же, вспоминает Иван Бунин, антоновские яблоки. И только потом распознавал запах красного дерева и цветков липы, все лето сушившихся на окнах. Вот к гостю выходит Анна Герасимовна в персидской шали, важная и приветливая. Начинаются разговоры про старину, а на столе в большом количестве появляются угощения.
Осень вступает в права
В конце сентября обычно начинались дожди. Ветер трепал ветки деревьев, а небо покрывалось низкими свинцовыми тучами. Иногда сквозь них пробивались лучи солнца, которые сверкали на мокрой листве. Стоишь в такую погоду у окна, пишет автор, и думаешь: «Авось распогодится». После такой трепки сад оставался почти без листвы, но в ясную погоду выглядел спокойным и величавым.
С начала октября наступали опять теплые дни. Они держались до первых заморозков и знаменовали собой начало охоты. Герой отправлялся в имение своего шурина, Арсения Семеныча. В его большом доме, полном света и табачного дыма, собиралось много народу.
Охота
После сытного обеда все обсуждают предстоящую охоту. И вот слышатся звуки рога и лай собак. Арсений Семеныч выходит из кабинета и стреляет в сторону любимого борзого, поедающего со стола остатки зайчатины. Собака с визгом бросается прочь, а хозяин разражается звонким смехом, вспоминает эпизод из прошлой жизни Бунин.
«Антоновские яблоки» (краткое содержание эпизода охоты приводится ниже) знакомит читателя с традиционным укладом жизни поместных дворян. И хотя некоторые из усадеб еще сохранились, в них автор, к сожалению, уже не видел прежнего великолепия. Тогда же вся шумная ватага направлялась в какой-нибудь овраг с громким названием. Разгоряченный конь фыркает и легко движется по шуршащей листве. Тявкнула одна собака, за ней – другая… Потом слышится выстрел… И вот уже понеслось… Крик «Берегись!» подхватывает каждого, и лошадь мчится уже во весь опор. Постепенно шум затихает, и кажется, что ты попал в заповедные места, где царит тишина и пахнет сыростью, грибами, мокрой корой.
К вечеру, когда холодеет, охотники вваливаются к какому-нибудь помещику-холостяку. Зажигают фонари, и дом тут же оживает. Иногда в одном имении охота жила по нескольку дней. С утра все отправлялись в поле или в лес, а вечером, уставшие и грязные, возвращались назад. С наслаждением ходили по комнате и делились впечатлением или склонялись над пастью убитого волка, лежавшего здесь же, посреди залы. И когда отправлялись в мягкую постель, перед глазами все еще мелькали пестрые собаки, а тело не покидало ощущение скачки и усталости. Наконец сладостный, здоровый сон охватывал человека, и он забывал обо всем на свете.
Покой и томление по ушедшему
А бывало, проспит охоту и на весь день останется один в пустом доме. Это время вызывает у автора не менее приятные воспоминания. Сначала долго лежит в постели и слушает, как дворник растапливает печь. Потом бродит по уже зимнему саду и вдруг найдет яблоко. Оно кажется необыкновенно вкусным и не похожим на все другие. Наконец, заберется в библиотеку и с удовольствием перечитывает книги в толстом кожаном переплете. Они наводят на мысли о прекрасных девушках и женщинах с аристократически-красивыми головками, длинными ресницами и печально-нежными глазами. О них же напоминают портреты, висящие на стенах.
Мелкопоместная жизнь
Время изменилось. И вот уже Анну Герасимовну и Арсения Семеныча сменили обедневшие до нищенства дворяне. Но и их жизнь по-своему хороша, пишет Бунин.
«Антоновские яблоки» (содержание последней части этого рассказа переносит читателя в мир новой усадьбы) знакомят с произошедшими в деревне переменами. Опять глубокая осень. Герой, озябший и голодный, возвращается в имение. Садится у печки и долго смотрит то на огонь, то на сгущающиеся за окном сумерки. Потом слушает в людской песни девок, рубящих капусту. А иногда едет в гости к какому-нибудь мелкопоместному помещику.
Последний встает рано. Приказывает ставить самовар, а сам идет на гумно и долго глядит на поле. Славный день будет для охоты! А в риге уже приступили к молотьбе. Барин наблюдает за работниками, а сам по-прежнему посматривает в поле – ждет зазимка.
И вот первый снег! Но борзых нет. Настоящая охота начинается только с гончими, зимой. И опять мелкопоместные дворяне съезжаются на охоту. Целыми днями пропадают в полях, а вечером пьют на последние деньги. Настраивается гитара, и грудной тенор начинает петь грустную песню, которую подхватывают остальные…
Краткое содержание «Антоновские яблоки»
Всего получено оценок: 3458.
О произведении
Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».
Автор написал рассказ под впечатлением от посещения имения своего брата, где пахло антоновскими яблоками. Композиционно произведение делится на четыре части, в которых прослеживается смена осени суровой зимой и соответствующие изменения в жизни деревни.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Антоновские яблоки». Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, проверочной работе.
Место и время действия
События рассказа происходят в XIX веке в России, в деревне Выселки.
Главные герои
Краткое содержание
Глава I
Глава II
Глава III
«За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота».
Глава IV
«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб».
«Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!»
Рассказчик приезжает снова в деревню глубокой осенью. «Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезет меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!» «Мелкопоместный встает рано». Проснувшись, идет работать. «Часто он поглядывает в поле… Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…»
Зимой же «опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях» – охотятся.
Заключение
В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин соотносит разорение и постепенное исчезновение дворянских гнезд с неизбежностью смены времен года, начиная с ранней осени и заканчивая зимой. Однако рассказчик воспринимает эти перемены как нечто естественное, вспоминая о прошлом со светлой грустью, ностальгией.
Рекомендуем не только ознакомиться с кратким пересказом «Антоновских яблок», но и прочесть рассказ в полном варианте.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание и анализ рассказа Ивана Бунина Антоновские Яблоки
Иван Алексеевич Бунин — выходец из обедневшей дворянской семьи с родовым поместьем в Орловской губернии. Детские годы прошли в деревне, и крестьянская жизнь была ему близка. Хотя Бунин был воспитан в дворянских традициях, он порой работал вместе с крестьянами. Воспоминания о детстве связаны патриархальным укладом провинции, который мил сердцу писателя. Любовь к нему прошла через всё творчество Ивана Алексеевича. В раннем рассказе «Антоновские яблоки» она выразилась особенно ярко.
Очень краткий пересказ рассказа антоновские яблоки
Повествователь, уже в зрелых летах, мысленно погружается в детство и молодость, снова видит себя в родовом имении. Снова чувствует он, как пахнет антоновскими яблоками, которые созревали во множестве, их запахом пропитывался воздух. В деревне считалось, если урожай антоновки хорош, значит и хлеба много народится.
Память героя воскрешает безмятежные картины прошлого: золотая осень с обильным урожаем, шумные деревенские праздники, счастливых крестьян и помещиков, живущих общими заботами.
Автор тепло вспоминает свою тётку, представительницу прошлой эпохи крепостничества, и шурина Арсения Семёныча, который приобщил его с детских лет к традиционной помещичьей забаве — охоте.
Среднепоместное дворянство постепенно разорялось и уходило в прошлое. Наступило время мелкопоместных дворян. И к ним автор относится с любовью. В их скудной, небогатой радостями жизни он видит отзвуки прошлого великолепия русского дворянства.
Время и место повествования
Рассказ написан на рубеже веков, в 1900 году, что символично для произведения, посвящённому воспоминаниям. 1900 год соединяет уходящий 19 век с его богатой дворянской культурой и надвигающийся 20-й, неведомый, тревожный, разрушительный.
Повествование проходит в разных пластах воспоминаний героя. Рассказчик погружается мысленно в отрадное детство, которое приходится на конец 70-х – начало 80-х годов 19 века. Потом — в более поздние и грустные времена. Время года — от осени до наступления зимы. Описываемая жизнь проходят в помещичьих усадьбах одной из южных губерний России.
Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, с старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами! Право, я желал бы пожить прежним помещиком! И. Бунин
Персонажи рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
Главный герои
Лирический герой — рассказчик. Повествователь с ностальгией вспоминает прошлое: счастливые годы ранних лет, потом молодость, когда в усадьбах уже всё не так, но тоже хорошо. В образе лирического героя угадывается сам писатель. Он связывает воедино отдельные картины рассказа и заявляет свою, авторскую, позицию.
Повествователь предстаёт перед читателем натурой поэтической, остро чувствующей красоту природы, жизни в деревенской усадьбе. Прошлое видится герою гармоничным и прекрасным, он мечтателен, уходит от реальности.
Второстепенные герои
Анна Герасимовна — тётка главного героя, провинциальная среднепоместная дворянка. Она гостеприимна, любит вспоминать времена своей молодости, старинную мебель и всю обстановку дома содержит в порядке и чистоте. Сам дом и постройки во дворе ещё крепки и основательны. Анна Герасимовна напоминает гоголевскую Коробочку. В её владениях сохранился дух крепостного права. Престарелые дворовые крестьяне относятся к господам с большим почтением.
Арсений Семеныч — колоритный помещик, страстный охотник. Он из тех, кто живёт широко в разрушающемся обширном поместье. Арсений Семёныч привлекателен внешне: высокий, стройный, широкоплечий, с красивым цыганским лицом. Лихость натуры Арсения Семёныча сказывается в диком блеске глаз. Костюм его живописен: шёлковая малиновая рубаха, бархатные шаровары, длинные сапоги.
Мелкопоместный дворянин — собирательный образ. Это обедневший помещик, который всё такой же страстный охотник. Правда, приходится себя ограничивать одними гончими, борзых нет.
Эпизодические герои
Николай — мещанин-садовник. Крестьяне из Выселок — старики-долгожители (признак безбедной деревни), зажиточные мужики, нарядные крестьянки. У всех справное хозяйство, все довольны своей жизнью.
Краткое содержание рассказа антоновские яблоки по главам
Глава 1
Бабье лето, сад, уже поредевший, наполненный яблочным ароматом. Рабочие суетятся и торопятся, чтобы телеги с фруктами не запоздали к выезду. Слышится, как яблоки глухо падают в кадушку. Автор описывает большой шалаш, к которому ведёт дорога из сада. Мещане-тарханы обзавелись возле него целым хозяйством. В праздники здесь проходили ярмарки: продавали ароматные яблоки, разливали мёд. Крестьяне приходили наряженными и толпились до позднего вечера.
С наступлением темноты герой идёт через сад по шуршащей листве к шалашу, где хлопочет мещанин Николай. У него есть ружьё, из которого мальчику хочется выстрелить. Стреляет он с большим удовольствием, слушая оглушительный треск и эхо, раскатывающееся по горизонту. Рассказчик вспоминает ощущение счастья, когда он вглядывался в тёмно-синий простор звёздного неба.
Глава 2
Обильный урожай антоновки в деревне был приметой хлебного урожая. В Выселках, вспоминает герой, всегда жили богато, что подтверждалось долгожительством крестьян. Например, старик Панкрат уже перестал считать свои годы и не мог ответить, сколько лет живёт. Наводящим вопросом выяснили, что не меньше ста.
В главе описывается быт состоятельных мужиков. У них большие избы («в две-три связи»), много добра в амбарах, пчёлы, овины, риги… И это далеко не полная опись имущества. В таких семьях усадьбы держались в порядке. Мальчик видел крестьянскую жизнь, ему нравилась косьба, молотьба. Быть мужиком, ему казалось, очень привлекательно. Если ещё и красивая жена да вкусные обеды на деревянных тарелках, так чего лучше?
Рассказчику помнится, что жизнь среднего дворянина и жизнь богатого мужика по складу были схожи своей домовитостью. Такой среднепоместной дворянкой была его «старосветская» тётка Анна Герасимовна. Ехать до неё двенадцать вёрст, и по дороге можно любоваться, как в лазурном небе реют птицы, глубоко вдыхать прохладный и свежий воздух.
Небольшая усадьба тётки старая, но прочная, с невысокими крепкими надворными постройками из дубовых брёвен. Дом был тоже невысоким, но примечателен выдающейся соломенной крышей, на редкость прочной. Мальчик родился после отмены крепостного права и не знал его, но в усадьбе тётушки чувствовал, что оно здесь до сих пор. Ветхие старики и старухи из бывшего дворового сословия при въезде господ подтягивались и низко кланялись.
Автор уделяет внимание запущенному саду Анны Герасимовны. Он славился не только запущенностью. Певчие птицы и яблоки составляли его достоинство. Яблочный аромат распространялся по всему дому. Тётушка принимала гостей, любила вспоминать старину. И под эти приятные воспоминания подавали на стол угощения и яблоки различных сортов. В прохладных и просторных комнатах небольшого дома Анны Герасимовны царил порядок, старинная мебель напоминала о прошлом.
Глава 3
Охота — непреходящая страсть помещиков ещё питала их угасающий сословный дух. Сохранились ещё поместья с садом больше двадцати десятин, где жили с размахом, хотя не было уже выездных троек, не стало тех борзых и гончих. Один из таких помещиков — родственник рассказчика Арсений Семёныч.
Как-то раз герой вместе с охотниками посетил его усадьбу. Ему запомнилась сцена, как борзой, вскочив на стол, поедал остатки заячьего мяса. В это время вышел из кабинета хозяин и выстрелом из револьвера спугнул своего любимца. «Жаль, промахнулся!», — со смехом сказал он.
Гурьбой с удалым Арсением Семёнычем все ехали на охоту. Слух о добыче приводил всех в состояние азарта, охотники неслись наперегонки. После, усталые охотники заваливались в усадьбу какого-нибудь едва знакомого помещика, живущего бобылём, и располагались на ночлег. Порой гостеприимством малознакомого помещика пользовались несколько дней.
Мальчик иногда просыпал охоту, и этот отдых нравился ему больше всего. Он гулял по саду, потом в библиотеке разглядывал старинные книги. Были среди них и романы, а в журналах — имена первых поэтов 18 века и совсем юного Пушкина. Герой вздыхает о музыке бабушки, её стихах из «Онегина». Прежняя жизнь как мечта является его воображению. Девушки и женщины оставшихся в прошлом дворянских усадеб смотрят на него с портретов: женственные, нежные. Хорошие.
Глава 4
Душистой антоновки больше не чувствуется в усадьбах помещиков. Померли древние долгожители в Выселках, покинула этот мир Анна Герасимовна, бедовый Арсений Семёныч пустил себе пулю в лоб. На смену крепким средним помещикам пришли обедневшие мелкопоместные.
Уже не мальчик, а молодой человек, рассказчик вновь приезжает в деревенскую усадьбу. Стоит глубокая осень. Герой верхом едет в поле, с ним собака, ружьё, рог. Целый день он скитается. Возвращение к огням Выселок по темноте доставляет радость. Озябший, голодный, он входит дом и садится у затопленной печи. Светло и весело в людской, где рубят капусту, мелькают сечки. Случается, к нему заглянет кто-нибудь из мелкопоместных и увозит к себе. Герой находит мелкопоместную жизнь хорошей.
Бедный помещик поднимается рано, курит дешёвый табак. Он всё смотрит в поле: когда же забелеют поля? Нет у него борзых для осенней охоты, только гончие, а с ними — по зиме. Барин заходит в ригу, смотрит, как идёт молотьба, а сам всё оглядывается на поле. Вот и зазимок, первый снег, только в ноябре в поле без борзых ещё нечего делать.
Наконец, наступила зима. Мелкопоместные съезжаются, как в былые времена. Они не жалеют последних денег на выпивку, потом целым днями рыщут по полям. А вечерами где-нибудь во флигеле поют под гитару с «грустной, безнадёжной удалью».
Заключение
В рассказе «Антоновские яблоки», как и в элегии «Листопад», писатель прослеживает ход осени от бабьего лета с его золотым убранством и лазурью до снежного покрова. Хотя охотники с нетерпением ждали прихода зимы, её наступление символизирует умирание. Разорившиеся помещики из последних возможностей пьют, звенят гитарой, но флигелёк их окружён белыми снегами, и воет ветер. Природа будто надела саван. В рассказе очевидно сопоставление увядания и умирания природы с судьбой помещичьих усадеб и дворянской культуры.
Автор использует принцип лирического параллелизма, распространённого в народной поэзии. Для этого рассказа народный приём очень подходит, он помогает выразить автору свою позицию. Для Бунина помещичья жизнь неотрывна от крестьянской, деревни и дворянские усадьбы он считает связанными воедино.
Краткий анализ
В «Антоновских яблоках» Бунин изобразил жизнь помещиков и уделил внимание крестьянскому укладу. Произведение наполнено пейзажными иллюстрациями, передающими пряный запах осени. Рассказ «Антоновские яблоки» — один из блестящих примеров поэтической прозы в отечественной словесности.
Жанр произведения — рассказ, написанный в стиле эпитафии. Рассказ, потому что нет определённой сюжетной линии и разветвлённой системы образов. Герои изображены опосредованно, через рассказчика, связаны только с ним. Справедливо назвать рассказ эпитафией, потому что в нём повествуется об умирающих дворянских усадьбах.
Тема рассказа
Выделяются две параллельных темы: осенняя деревня и помещичья жизнь на вольной природе.
Автор описывает красоту первоначальной осени, её переход к более печальному состоянию и влияние осенних перемен на жизнь человека. Бунин плавно переходит к изображению жизни в дворянских усадьбах. Образ антоновских яблок активно используется автором для раскрытия тем. С этими плодами неразрывно связано детство, патриархальная старина, ностальгические воспоминания.
Антоновские яблоки — символ идиллической патриархальной жизни. В этом и заключается смысл названия рассказа.
Проблематика
Проблематика произведения — исчезновение помещичьего духа, обнищание дворянства, утрата им прежнего авторитета; невозвратность старины. Писатель воспринимает разорение дворянских гнёзд как историческую драму. Автор поэтизирует и приукрашивает прошлое, в том числе и крепостное право, с которым связано процветание дворянских усадеб.
Идея рассказа
Идея рассказа — изобразить прелесть провинциальной патриархальной старины, которую должно сохранить в памяти потомков. Вместе с тем целью автора было передать состояние угасающих дворянских гнёзд. В процессе их исчезновения есть неизбежность, похожая на смену времён (от осени до зимы). Так и в жизни страны происходит смена эпох, влекущая изменения в жизни людей.
Главный герой принимает перемены как неизбежность, с которой приходится смириться. Он дорожит воспоминаниями о детстве, юности, о прекрасных старинных усадьбах, но учится радоваться жизни в настоящем, видеть её красоту.
Композиция произведения
Рассказ построен без выраженной событийной канвы. Завязку, кульминацию, развязку выделить затруднительно, так как во всех четырёх главах сюжетные составляющие размыты. Главная роль в построении рассказа отводится воспоминаниям, в них вплетаются пейзажные зарисовки, размышления, портреты, описания интерьеров. Каждая часть рассказа посвящена каким-то воспоминаниям главного героя. Все главы объединяет одна тема и образ повествователя.
Художественные особенности
И в рассказе, и в пьесе герои с горьким сожалением вспоминают сад, который ассоциируется с минувшими временами, полными гармонии. У Чехова гармония рушится под ударами топора в вишнёвом саду, Бунин же видит её как в прошлом, так и в утратившем идиллию настоящем. Не меньшую роль в рассказе играет образ яблок. В народном поэтическом творчестве яблоко символизирует продолжение рода, а душистый аромат антоновки вызывает добрые эмоции и жизнелюбивое настроение.
Писатель обладал высокой зрительной и слуховой восприимчивостью. Звуки и краски мира он ощущал остро, поэтому в «Антоновских яблоках» читатель чувствует яблочный дух, медовый аромат, запах палой листвы и старинных кожаных фолиантов.
История создания и публикации
В 1891 году писатель приехал в загородную усадьбу к брату Евгению. Здесь он почувствовал знакомый аромат антоновских яблок. Запах антоновки живо напомнил Ивану Алексеевичу минувшие дни помещичьей жизни, одновременно у него возникло ностальгическое чувство по «крепостному времени». Он даже сказал, что хотел бы быть помещиком в те времена: от зари до зари ездить по полям, а вечером возвращаться домой с волчьим аппетитом.
В этой поездке, по-видимому, появилось желание поэтически описать жизнь в помещичьих усадьбах, зародилась идея рассказа «Антоновские яблоки». Писатель воплотил её в жизнь только через девять лет. Первая публикация рассказа состоялась в 1900 году, в Петербурге, в журнале «Жизнь» (№ 10).
Работа над текстом рассказа не закончилась. Бунин доводил его до совершенства в течение последующих двадцати лет. Например, при подготовке рассказа для сборника «Перевал», вышедшего в 1912 году, он убрал из текста ряд первых абзацев с началом «Антоновские яблоки…». Значительные изменения Иван Алексеевич внёс в редакции рассказа из Полного собрания сочинений, издания 1915 года, а также отредактировал вариант «Антоновских яблок» из сборника «Начальная любовь», вышедшего в 1921 году.
Рецензии
Отзывы современников на «Антоновские яблоки» были разноречивы.
Двойственной была рецензия Максима Горького. Он дал высокую оценку художественному мастерству и таланту Бунина, сравнив писателя с «молодым богом». Идея произведения вызвала у пролетарского писателя категорическое неприятие.
Петербургский публицист Игнатий Потапенко в газете «Россия» (№559, 1900) недоумевал по поводу «Антоновских яблок». По его мнению, в рассказе не видно главного, поскольку Бунин беспорядочно описывает всё, что ни попадёт под руку. В московском литературном объединении «Среда» тоже обсуждали рассказ Бунина, мнения были разными. Произведение положительно оценивали с точки зрения художественных достоинств, но любовь автора к старопомещичьему быту не вызывала сочувствия.
А. И. Куприн отозвался на «эпитафию» пародией «И. А. Бунин. Пироги с груздями» (журнал «Жупел», № 3, 1906). Куприн использовал мотивы бунинского рассказа, но обошёлся с ними иронически. Выдержав тот же элегический тон, подключив те же метафоры, Александр Иванович с ощутимым ехидством высмеивал Ивана Алексеевича, используя такие выражения: «задумчиво жую мочалку», «в глазах… красивая печаль», «где ты, прекрасное время… крепостных душ…выкупных платежей?». Есть мнение, что таким образом Куприн отомстил Бунину за намеренную неделикатность. Что ж, Бунин многих задел своей язвительностью.
Вся острота пародии Курина содержится в названии. «Пироги с груздями» в своей прозаичности явно противопоставлены поэтическому аромату антоновских яблок, который был связан у Бунина с помещичьей домовитостью. Но то же самое подтверждали и весомые «пироги с груздями» у Куприна, причём с насмешкой над ностальгией о материальном благополучии усадебной жизни.