Букварь жуковой чем отличаются
Буквари Бахтиной и Жуковой: подробный обзор
Так как я занимаюсь книгами, ко мне часто обращаются мамы в процессе выбора букваря. На сегодняшний день смело можно сказать, что самыми популярными позициями у русскоговорящих родителей остаются букварь Е. Бахтиной и Н. Жуковой. Мамы, озаботившиеся покупкой букваря, очень часто спрашивают меня, в чем принципиальное различие этих двух пособий, в то время как ценой они отличаются практически в два раза. Поэтому я и решила сделать подробный сравнительный обзор этих двух букварей, возможно, он немного прояснит ситуацию.
Методический аппарат:
Немаловажная, я бы даже сказала, решающая часть в этих пособиях. Как выглядит учебный материал? Где находятся пояснения, изложены ли они доступно для родителей? Ведь им придется выступать в роли учителя, а далеко не все мы родились талантливыми педагогами:). В конце концов, есть ли принципиальная разница в методиках?
Букварь Елены Бахтиной тематически можно разбить на две части: методическая часть, предназначенная для родителей, где изложены «технические» моменты: каким образом начать изучение алфавита, на чем акцентировать внимание, когда от изучения букв переходить к изучению слогов, какими принципами руководствоваться при обучении ребенка азам чтения. Буквально несколько страничек с этими рекомендациями и на этом собственно методические моменты исчерпываются.
Вторая часть – это собственно учебная часть: странички посвященные буквам алфавита с ассоциациями, которые предлагаются ребенку для того, чтобы привязать, таким образом, зрительный образ буквы к образу речевому.
После алфавита, по нарастающей, идут странички со слогами,
односложными словами, двухсложными
и т.д. В букваре практически нет маленьких учебных текстов, зато работе со слогами посвящена большая часть пособия.Все разделы прекрасно проиллюстрированы, НО, пояснений для родителей не содержат, и на мой взгляд, в этом неудобство букваря Бахтиной – нужно либо сразу запомнить все, что написано в водной методической части, либо каждый раз прерывать свое занятие с ребенком и возвращаться в начало, к описанию того или иного процесса.
Теперь рассмотрим эти же моменты только в Букваре Надежды Жуковой.
Вначале также приведены несколько советов для родителей, но это не методические советы, а, скорее общие советы, прочитать которые достаточно только один раз и потом просто иметь в виду.А вот организация методического материалы в этом букваре мне понравилась больше: подробные пояснения по каждому уроку приведены внизу каждой страницы букваря и не нужно куда-то возвращаться, для того, чтобы уточнить тот или иной момент.
Еще один очень важный, можно сказать, ключевой момент. Многие родители жалуются, что испытывают затруднения, тогда когда ребенок, выучив буквы, никак не может научиться складывать их в слоги и произносить их слитно. Это действительно очень важный момент и подход к его освоению в этих двух методиках отличается. Итак, что предлагает Е. Бахтина?Она предлагает объяснить ребенку, что «буквы дружат» и образуют слоги:
« Буква М встретила букву А»
(М), (А) – вместе (МА)
На картинке видно как одна буква как бы «бежит» к другой. Произнося, советует автор, вы как бы растягиваете звук, и по мере его приближения ко второй букве, первый звук сокращается, и преобразуется во второй. С точки зрения артикуляции, да и самого принципа, мне кажется, что процесс слияния букв в слоги проще и удобнее выглядит в букваре Жуковой.
В букваре Жуковой этот подход выглядит немного по-другому. Здесь все-таки преимущество, как мне кажется, отдается именно не заучиванию слогов, как звуковых и зрительных комбинаций, а освоению слогов как частей слова. Т.е отработав, элементарные слоги, дети сразу же в этом же уроке, учатся складывать из них слова и при том, не только двухсложные. А когда изучение базовых слогов и всего алфавита заканчивается ребенку предлагаются коротенькие тексты, в то время как в букваре Бахтиной коротеньких текстов практически нет.
Итак, наверное, пора перейти к выводам!
На мой взгляд, у этих двух букварей имеются одинаково сильные и слабые стороны. К слабым сторонам Букваря Жуковой я бы отнесла качество иллюстративного материала и работу с зрительными образами. К слабым сторонам букваря Бахтиной я бы отнесла неоднозначную, на мой взгляд, методику слиянию букв в слоги и чрезмерное внимание к последним, в отрыве от работы со словами и текстами. Теперь поговорим о сильных сторонах:)
Безусловно, огромным плюсом является оформление букваря Бахтиной, и подача алфавита. Буквы настолько яркие, а ассоциации настолько близки и понятные детям, что изучение букв станет безусловным праздником. Помимо этого в Букваре Бахтиной есть своеобразный раздаточный материал, использовать который можно и без букваря. Качество шрифтов и бумаги просто великолепное.
Таким образом, можно сказать, что эти два букваря могут быть одинаково полезны и помогут родителям в таком нелегком деле как обучение чтению. Но индивидуальный выбор, с учетом способностей вашего ребенка, могут сделать только родители:)
Обзор азбук Жуковых для малышей
Рано или поздно перед каждым ребенком встает задача выучить алфавит и научиться читать. Родители и воспитатели всегда оказывают в этом посильную помощь, но самое важное, что они могут сделать, — это заинтересовать малыша изучением азбуки. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок даже не будет замечать, что он проходит обучение. Однако порой одними мультфильмами и наглядностями не обойтись: учебники все равно нужны. И здесь на помощь приходит «Букварь» и «Магнитная азбука» (автор — Надежда Жукова), а также «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова). Учебник Н. Жуковой для малышей можно скачать или читать онлайн бесплатно у нас на сайте.
Обзор «Букваря» Н. Жуковой
Азбука Н. Жуковой вызывает как отрицательные, так и положительные отзывы. Этот факт вполне объясним, если рассмотреть методику и устройство учебника.
На обложке написано, что букварь сочетает традиционную и оригинальную логопедические методики.
Сама автор 30 лет работала логопедом и постаралась построить принцип обучения чтению так, чтобы изначально предупредить ошибки, возникающие у детей в письме в школьном возрасте. Предложенные слова и предложения в учебнике разделяются на слоги, как в традиционных методиках.
Хотя «Букварь» предназначен для малышей, автор делает оговорку: в книге нет игровых моментов и для развлечения она не предназначена. Главная задача книги – обеспечить скорейшее усвоение техники чтения.
Страницы из книги.
Для этого Н. Жукова придумала оригинальную методику: в книге показано, как один звук бежит по дорожке к другому. Благодаря такому необычному подходу ребенок скорее понимает, чем отличается буква от звука, и как складывать звуки в слоги. Многим родителям нравится такая методика: дети учатся быстро и незаметно для себя.
Но есть несколько условий для успешного обучения чтению по этому учебнику:
Цена на «Букварь» Н. Жуковой – 240-250 рублей.
Родители, относящиеся к выбору методики обучения чтению более консервативно, довольны учебником. Однако многих не устраивает отсутствие игрового момента, а тексты кажутся устаревшими. Если учебник не дает результатов, мамы начинают сами искать интересную для ребенка форму обучения в виде ребусов, загадок.
Продолжить занятия по учебнику поможет дополнительная книга Жуковой, которая называется «Первая после букваря книга для чтения». Скачать ее бесплатно можно здесь.
Обложка книги.
Обзор «Магнитной азбуки»
По сути, «Магнитная азбука» (автор — Надежды Жукова) для малышей является прекрасным дополнением к учебнику Н. Жуковой, но в то же время может быть отдельным методическим пособием.
В отличие от традиционной книги, азбука Н. Жуковой представляет собой магнитную доску, к которой прилагаются 67 картонных букв на магнитах (33 буквы алфавита и 34 наиболее часто употребляемых в словах). Также в набор входит сумочка для хранения букв и приложение в виде методических указаний.
Отзывы об этой азбуке положительные, а иногда даже восторженные. Дети сами пытаются складывать слова из букв, а благодаря тому, что буквы отделены друг от друга, их можно накладывать поверх слов в книге.
Если вы купили новую азбуку, то буквы придется выдавливать из картона. Пожалуй, непрочность материала – единственный минус азбуки. Из оставшегося после букв картона находчивые родители вырезают палочки для обучения.
Цена на «Магнитную азбуку» (автор – Надежда Жукова) — 670-700 рублей.
Если у вас нет возможности ее купить, можно попытаться сделать ее самому. В качестве основы для пособия можно скачать и распечатать буквы у нас на сайте абсолютно бесплатно, затем наклеить их на картон и вырезать. Буквы наклеиваются на магнит, и пособие готово.
Вот так выглядят буквы на магнитной доске.
Обзор «Азбуки для малышей» Олеси Жуковой
«Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) имеет собственные достоинства и недостатки. Как отмечают отзывы, это красочный учебник для дошкольников, чрезвычайно полезен для общего развития, но по методике материал не выдержан.
Фото обложки азбуки.
Минусы
Отрицательные оценки основываются на нескольких факторах:
Плюсы
Но, кроме минусов, «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) содержит много положительных моментов:
Цена на «Азбуку для малышей» (автор – Олеся Жукова) – 330-340 рублей.
Таким образом, обе азбуки хороши по-своему и друг друга дополняют. Если у вас есть возможность скачать, распечатать или купить обе, это замечательно. Изучая слоги и слова по «Букварю» Н. Жуковой или «Азбуке для малышей» (автор – Олеся Жукова), можно самостоятельно закреплять материал по «Магнитной азбуке», играя в слова. Это гораздо интереснее, чем просто сидеть с малышом над скучным учебником и бесконечно повторять буквы и слоги.
Используйте современные пособия для современных детей!
Обучение чтению по методике Надежды Сергеевны Жуковой
Обучение чтению по методике Надежды Сергеевны Жуковой
2. Букварь Н. С. Жуковой
3. Методика Н. С. Жуковой
3.1. Учим правильно гласные и согласные
3.2. Чтение по слогам
3.3. Этап обучения чтению простых слогов
3.4. Этап обучения чтению закрытых слогов
3.5. Чтение простых слов
3.6. Произношение и расстановка пауз
4. Популярные книги Н. С. Жуковой
6. Список литературы
Умение читать говорит о том, что это уже взрослый ребенок. Действительно ли он готов к этому?
Нельзя усугублять процесс обучения криками и оскорблениями. Такой подход может отбить желание учиться дальше. Потом будет сложно наладить контакт и продолжить обучение.
Конечно, есть много методик обучению ребенка чтению. Но чтобы выбранная методика была продуктивна именно для вашего ребенка, постарайтесь определить, что легче усваивается детьми и уже в соответствии с этим выбирать.
2. Букварь Н. С. Жуковой
Букварь Н. С. Жуковой поможет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы. Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается. В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо. Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах. В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать. Есть картинки, но они служат дополнением.
3. Методика Н. С. Жуковой
Методика Жуковой по обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог.
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т. п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.
3.1. Учим правильно гласные и согласные
Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.
Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч)
В «Букваре» Жуковойпредложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. С. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии.
Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство должно быть с гласными буквами. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними,уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов.
3.2. Чтение по слогам
3.3. Начинаем с простых слогов
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).
3.4. Этап обучения чтению закрытых слогов
Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т. е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.
3.5. Чтение простых слов
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
3.6. Произношение и расстановка пауз
В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.
Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему,что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.
4. Популярные книги Н. С. Жуковой
Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.
• «Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях
Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.
• «Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»
Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.
• «Уроки правильной речи и правильного мышления»
Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.
• «Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)
Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н. Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т. д.
Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.
• «Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»
Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.
С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.
• «Первая после Букваря книга для чтения»
Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.
Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.
1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.
2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.
3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т. п.
Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т. д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.
6. Список литературы
1. Жукова Н. С.Букварь:Учебное пособие / Н. С. Жукова-М. : Эксмо,2016.
2. Кирилина Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению/Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М. : «Издательские решения».
3. Безруких М. М. От буквы к слову,от слова к предложению: Тетрадь 1, 2, 3, 4 / М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Н. В. Флусова. – М. : Вентана-Граф.
4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н.Уроки русской грамоты: Учебно-методический комплекс. – М. : Русская речь, 2016.
5. Жукова Н. С. Летние задания для обучения чтению / О. С. Жукова. – М. : Издательство «АСТ», 2018.
6. Жукова Н. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день / О. С. Жукова. – М. : Астрель, 2012.
Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.
Конструирование симметричных узоров из кубиков для детей 4–5 лет по методике Фридриха Фребеля Не смотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Их можем использовать.
Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры «Крышечки» Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.