Брянский автомобильный завод что выпускает
Рассекреченный БАЗ. Производство и испытания
Буквально сегодня вернулся с предприятия и вот спешу поделиться.
Во времена СССР БАЗ занимался разработкой и производством специальных колесных шасси и тягачей для подвижных ракетных комплексов, а также для реактивных систем залпового огня (РСЗО).
Из самых знаменитых:
РК «Луна»
РСЗО «Ураган»
А также для противокорабельного комлекса «Редут»
В 70-е здесь были созданы шасси для ЗРК «Оса»
Ну и самые знаменитые РК «Точка»
И без преувеличения уникальные шасси для РК «Ока»
Нет смысла описывать все проблемы с которыми столкнулся БАЗ за это время.
В начале 2000-х здесь, практически на руинах было создано новое семейство колесных шасси для нужд Минобороны, которое получило название «Вощина». Именно на ее производство и удалось посмотреть.
Сперва фото того, с чего начинался БАЗ, а именно с трактора, которому и установлен памятник на территории предприятия.
Производство начинается с металлообработки. Вот как выглядит местный сварщик:
А вот лежат силовые элементы будущей рамы. Хорошо видно производственное оборудование, которое удалось вернуть к жизни, новым его конечно же не назовешь
Подвеска торсионная, имеется понижающая передача и блокировка дифференциалов
Двигатели отечественные, производства тутаевского завода:
Кабина аскетичная. Видно, что требования военных не сильно изменились, хотя кресло регулируемое и имеется кондиционер.
После того как шасси готово, оно отправляется на заводской пробег. По его окончанию возвращается в цех, где его осматривают вновь.
Контроль этих монстров проводят дамы:
После этого автомобиль отправляется заказчику.
Но специально для нас заказчик решил подождать а автомобили отправились на берег реки Десна, где продемонстрировали на что способны.
Управляли машинами вот такие суровые водители:
Покорял барханы тягач БАЗ-6402, тот самый, что таскает ракеты комплекса С-300 и С-400
Затем он покорял реку
Шасси без какой бы то ни было подготовки легко преодолевает брод глубиной 170 см.
И выходит на берег:
Также БАЗ разработал систему мультилифт, которая устанавливается практически на все грузовые автомобили. Нам показали, как она работает с КАМАЗом
Потом мы отправились в конструкторское бюро. Здесь рождается будущее.
А вот набросок шасси, над которым кипит работа:
Ну и вместо P.s. небольшое видео. Чудес монтажа никаких, просто слепленные вместе записи:
История
Этапы становления Брянского автомобильного завода
Завод активно участвует в программе импортозамещения: в инициативном порядке ведутся опытно-конструкторские работы по созданию колёсной техники, превосходящей по тактико-техническим характеристикам и стоимости лучшие зарубежные аналоги.
Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года на базе Бежицкого сталелитейного завода с целью организации серийного производства бронетранспортеров ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К, ЗИЛ-152С и плавающей машины ЗИЛ-485А, специальных колесных шасси ЗИЛ-135ЛМ.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 442 «О мерах по дальнейшему развитию автомобильной промышленности» от 17 апреля 1958 года и постановлением СНХ Брянского экономического района от 4 июня 1958 года из состава Бежицкого сталелитейного завода выделен в самостоятельное предприятие для организации производства автомобилей специального назначения. Сталелитейный завод передал новому предприятию производственное здание корпуса № 4 площадью 46,7 тыс. м2, в котором было начато производство промышленных тракторов.
В августе 1959 года на заводе было организовано сборочное производство бронетранспортеров БТР-152 и большого плавающего автомобиля ЗИЛ-485, в основном из комплектующих узлов и деталей ЗИЛа и заводов смежников.
Большой плавающий автомобиль-амфибия ЗИЛ-485 предназначался для перевозки и переправы через широкие водные преграды личного состава, колёсной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Использовался при форсировании рек в первой и второй волне десанта, а также при высадке морского десанта с десантных кораблей. Серийное производство. Разработка ОКБ ЗИЛ. Колесная формула 6х6, грузоподъемность на суше и на воде – 2,5 т, мощность двигателя 112 л.с.
В начале июля 1961 года появилась первая самостоятельная разработка СКБ БАЗ – четырехосный 10-тонный бортовой автомобиль «Изделие 930» или БАЗ-930, изначально предназначенный для монтажа ракетного комплекса «Луна». Он проектировался по классической на тот момент схеме с двумя раздельными кабинами, которые впоследствии заменила одна более вместительная конструкция. С технической стороны он не мог не копировать основные конструктивные решения, которые разрабатывали в дружественном СКБ ЗИЛ. Проектирование БАЗ-930 началось в июне 1960 года, когда главным конструктором завода был назначен Р. А. Розов. На эту машину военные возлагали большие надежды. Специально для нее в ОКБ завода «Баррикады» под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева была разработана пусковая установка Бр-231Б комплекса «Луна-М», но от ее реализации потом отказались в пользу более легких шасси ЗИЛ-135.
Специальное колесное шасси БАЗ-930. Колесная формула 8х8.1, осевая формула 1-2-1, формула рулевого управления 1-00-4, гидромеханическая КП ГМК-НАМИ-020, мостовая схема трансмиссии, грузоподъемность 10 т, два двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. каждый, независимая торсионная подвеска, стеклопластиковая кабина.
Во второй половине 1963 года завод приступил к сборке шасси ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛТМ (главный конструктор Н.П. Мазуров) для тактического ракетного комплекса «Луна». Выпуск этих машин и их модификаций продолжался до 1993 года. Гражданские варианты с цельнометаллическими грузовыми платформами имели обозначения БАЗ-135МБП и БАЗ-135Л4.
Специальное колесное шасси 135ЛТМ. Транспортно-заряжающая машина 9Т29 тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М». Разработка СКБ ЗИЛ. Является модификацией шасси 135ЛМ с несколько измененной конструкцией рамы и незначительно отличающейся схемой электрооборудования. Серийное производство.
Первой собственной разработкой Брянского автомобильного завода, поставленной на серийное производство в 1966 году, стало шасси 135МБ. До середины 1990-х годов БАЗ выпускал шасси 135ЛМП.
Специальное колесное шасси 135МБ. Пусковая установка СПУ-35Б берегового ракетного комплекса 4К44 «Редут». Масса монтируемого оборудования до 9,8 т. Двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. Трансмиссия механическая с бортовой раздачей мощности. Кабина стеклопластиковая, закрытого типа, двухдверная со спальным местом (взамен последнего, в задней части кабины могло устанавливаться специальное оборудование потребителя). Подвеска передних и задних управляемых колес независимая рычажно-торсионная, средних колес – жесткая без упругих элементов. Серийное производство.
Специальное плавающее колесное шасси 5937. Самоходная пусковая установка 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса» и ее модификации. Колесная формула 6х6.1. Осевая формула 1-1-1, формула рулевого управления 1-0-3. Грузоподъемность 7,5 т. Двигатель дизельный, мощностью 300 л.с. расположен в кормовом отделении корпуса. Трансмиссия механическая с бортовой раздачей мощности. Движение на плаву с использованием двух водометов. Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная.
4 марта 1968 года выходит Постановление Совета Министров СССР о начале работ по созданию «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы» 9К79 «Точка». Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором Сергей Павлович Непобедимый. Коллективу конструкторско-экспериментального отдела БАЗА под руководством Ивана Людвиговича Юрина поручили разработать плавающие специальные колесные шасси под монтаж оборудования нового комплекса.
За создание шасси БАЗ-5921 главному конструктору И.Л. Юрину в составе коллектива разработчиков комплекса была присуждена Государственная премия.
В 1973–1974 годах комплекс «Точка» прошел государственные приемочные испытания на полигоне Капустин Яр и был официально принят на вооружение в 1976 году. Серийное производство специальных колесных шасси 5921 и 5922 на Брянском автозаводе началось в мае 1974 года.
Специальное плавающее колесное шасси 5921. Колесная формула 6х6.1. Осевая формула 1-1-1, формула рулевого управления 1-0-3. Грузоподъемность 6,3 т. Двигатель дизельный, мощностью 300 л.с. расположен за отделением управления. Трансмиссия механическая с бортовой раздачей мощности. Движение на плаву с использованием двух водометов. Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная.
4 октября 1971 года принят на вооружение зенитно-ракетный комплекс 9К33 «Оса» с боевыми и техническими средствами, смонтированными на шасси БАЗ-5937 (боевая машина 9А33Б), БАЗ- 5939 (ТЗМ 9Т217Б) и БАЗ-5938 (МТО 9В210).
Большой вклад в создание и постановку в серийное производство шасси БАЗ-5937, БАЗ- 5939 внесли заместители главного конструктора Н.Г. Кучеренко, А.В. Котляров, начальники бюро В.И. Левкин, В.И. Синакин, Г.Т. Дорофеев, В.П. Трусов, В.М.Панфилов, В.А. Бикулич, А.В. Левин; руководители групп Н.П. Алексеев, В.Б. Вьюшкин, В.Я. Ильницкий, Б.М. Климов, Н.Н. Вдовченко, П.П. Флячинский.
Специальное плавающее колесное шасси БАЗ-5937. Самоходная пусковая установка 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса» и ее модификации. Колесная формула 6х6.1. Осевая формула 1-1-1, формула рулевого управления 1-0-3. Грузоподъемность 7,5 т. Двигатель дизельный, мощностью 300 л.с. расположен в кормовом отделении корпуса. Трансмиссия механическая с бортовой раздачей мощности. Движение на плаву с использованием двух водометов. Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная.
В мае 1974 года на Брянском автозаводе началось серийное производство специальных колесных шасси 5921 и 5922, то есть еще до официального принятия комплекса на вооружение.
За их создание главному конструктору БАЗа И.Л. Юрину в составе коллектива разработчиков комплекса была присуждена Государственная премия. В разработке документации, испытаниях и освоении выпуска шасси БАЗ-5921, БАЗ-5922 в серийном производстве активное участие принимали А.И. Кирюшкин, В.И. Левкин, В.Е. Жучков, В.И. Моисеев, В.М. Максимов, В.Н. Скибо, Л.К. Ампилогов, И.А. Липсман, В.П. Костенко, Г.В. Лагерев, О.А. Кусморов, А.А. Ковалев.
Специальное колесное шасси БАЗ-5922. Вариант шасси 5921 грузоподъемностью 6,8 т с уменьшенными размерами отделения управления и измененным составом дополнительного оборудования.
В 1985 году было принято совместное с ГЛАВТУ решение о проведении модернизации шасси БАЗ-6944 и БАЗ-6950 путём замены специального двигателя имеющего ограниченный моторесурс, на два двигателя КАМАЗ-740. Макетный образец БАЗ-6950М (в дальнейшем БАЗ-69501 – ведущий конструктор В.И. Синакин) был изготовлен в декабре 1985 года. Чуть позднее был изготовлен макетный образец корпусного не плавающего шасси БАЗ-6944М (в дальнейшем БАЗ-69481 – ведущий конструктор В.Т. Авершин) и совместно с Петропавловским заводом им. В.И. Ленина начата разработка и изготовление опытных образцов корпусных не плавающих шасси БАЗ-6944М20 (в дальнейшем БАЗ-6948 – ведущий конструктор С.Н. Шалавасов).
Опытные образцы унифицированных специальных шасси БАЗ-69501, БАЗ-69481, БАЗ-69441 (корпусное плавающее – ведущий конструктор С.Н. Шалавасов) и тягач БАЗ-6953 (ведущий конструктор В.И. Синакин) семейства прошли приёмочные испытания, а шасси БАЗ-6948 с ОТР «Ока-У» успешно завершили госиспытания и были рекомендованы для принятия их на вооружение.
Специальное колесное шасси 6948. Вариант корпусного не плавающего шасси 69481. Колесная формула 8х8.1. Осевая формула 2-2, формула рулевого управления 12-00. Грузоподъемность 14 т. Двигатели – два дизельных мощностью по 210 л.с. каждый, расположены за отделением управления. Трансмиссия механическая с бортовой раздачей мощности. Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная.
Не минула завод наступившая в конце 80-х годов конверсия. С 1989 года на Брянском автозаводе велись работы по созданию производства 1,5-тонных автофургонов. И еще не известно, на чьих маршрутках мы бы начали ездить в конце 90-х, если бы не прекратилось государственное финансирование этого проекта, ведь работа над ним велась совместно с известной английской фирмой ИАД, специализирующейся на разработке микроавтобусов.
Второй серьезной попыткой завода наладить выпуск конверсионной продукции была совместная с предприятием «Нордмекс» работа по проектированию и изготовлению снегоуборочной машины ДЭ-242 «Вьюга». Серийный выпуск их осуществлялся в период с 1993 по 1997 год. Всего было изготовлено более 120 машин.
Специальное колесное шасси БАЗ-3979. Снегоочиститель ДЭ-242 «Вьюга». Серийное производство. Специальное колесное шасси сочлененного типа для размещения снегоуборочного фрезерно-роторного оборудования. Колесная формула 4х4.1. Двигатель Д-144, дизельный, с воздушным охлаждением, мощностью 60 л.с. Трансмиссия гидростатическая, двухдиапазонная. В качестве рулевого привода использован гидроруль. Кабина металлическая каркасно-панельная. Шасси оснащено гидрофицированной навеской для монтажа рабочего оборудования. Было разработано несколько вариантов сменного рабочего оборудования.
На базе шасси БАЗ-69501 в 1990 году были разработаны и изготовлены опытные образцы шасси БАЗ-6954 и БАЗ-69502 грузоподъемностью до 17 т, с доработанной подвеской колес и с металлическими кабинами большого объёма.
БАЗ-6954 был наиболее совершенный, эффективный, тяжелый и хорошо защищенный бортовой автомобиль, который расценивается теперь как первый достойный переходный образец к новому семейству «Вощина-1».
На БАЗ-6954 смонтировали опытный образец ОТРК «Искандер», однако, несмотря на наличие российского шасси, все остальные работы по этому комплексу проводились с использованием шасси МЗКТ-7930.
Специальное колесное шасси БАЗ-6954. Колесная формула 8х8.1. Осевая формула 2-2, формула рулевого управления 12-00. Грузоподъемность 17,1 т. Двигатели – два дизельных мощностью по 210 л.с. каждый, расположены за кабиной. Трансмиссия механическая с бортовой раздачей мощности. Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная. Кабина каркасно-панельная металлическая.
В 1993 году на БАЗе приступили к самой масштабной работе за всю историю завода – созданию семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей высокой проходимости «Вощина-1».
Специальное колесное шасси БАЗ-69091. Заказчикам требовалось шасси с кабиной увеличенного объёма для размещения дополнительного оборудования, спальных мест или второго ряда сидений. С началом работ по шасси с «большой» кабиной, чтобы отличить их от шасси с «малыми» кабинами, в конце 1990-х годов в официальных документах стали употреблять название «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма».
В 1997 году новым главным конструктором предприятия назначен Ю.А. Шпак (главный конструктор седельного тягача БАЗ-6402), он руководил работами по доработкам конструкции и постановке на серийное производство шасси и тягачей семейства «Вощина-1» – БАЗ-6909, БАЗ-69092, БАЗ-6402, БАЗ-6910, БАЗ-6306; по расширению состава, созданию шасси и тягачей БАЗ-69096, БАЗ-690902, БАЗ-6403 и созданию крановых шасси БАЗ-69098, КШ-8973, БАЗ-8027, КШ-59713, БАЗ-8029, БАЗ-80291.
Первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 был изготовлен в июле 1997 года и стал первым в истории завода седельным тягачом.
Седельного тягача БАЗ-6402. Базовый тягач, проходивший Государственные испытания. Было изготовлено два несколько различающихся между собой опытных образца. Колесная формула 6х6.1. Осевая формула 1-2, формула рулевого управления 1-00. Допустимая нагрузка на ССУ 11,5 т. Масса буксируемого полуприцепа до 29,5 т. Двигатель ЯМЗ-8492.10-033, дизельный с турбонаддувом., мощностью 500 л.с., расположен за кабиной. Трансмиссия механическая с мостовой раздачей мощности. Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная. Кабина стеклопластиковая (на первом опытном образце) или каркасно-панельная, металлическая (на втором), закрытого типа, с двумя дверями для посадки экипажа. На первом образце применена рама с трубчатыми поперечинами и их болтовыми соединениями с лонжеронами.
В 2003-2004 годах СКШТ семейства «Вощина-1» были приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации. Началось серийное производство новых СКШТ и поставки их по государственному оборонному заказу.
Высокие показатели технического уровня и основные тактико-технические характеристики способствовали применению шасси и тягачей семейства для монтажа и буксировки комплексов вооружения, военной и специальной техники, поступающих на комплектование Вооруженных Сил. В том числе, седельных тягачей 6402 в составе зенитно-ракетных комплексов С-400, шасси БАЗ-6909 для системы радиолокации и радиоразведки «Небо-М», шасси БАЗ-6910 для монтажа оборудования комплекса радиоэлектронной борьбы «Красуха-2» и подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации «РЭМ-КС», балластного тягача для буксировки артиллерийской системы типа «Гиацинт» и «Мста».
Часть техники, созданной на базе семейства «Вощина-1», сегодня поставляется гражданским заказчикам. Гражданские автомобили БАЗ используются в нефтедобывающей и строительной промышленности в составе мобильных буровых и ремонтных установок, как автоцистерны, краны, насосные и цементирующие установки.
Постановлением Правительства РФ принята на вооружение самая современная зенитно-ракетная система «Триумфатор». В августе 2007 года первый полк, оснащённый этой системой, не имеющей аналогов в мире, поставлен в Подмосковье на боевое дежурство по охране воздушных рубежей. Коллектив Брянского автомобильного завода может гордиться тем, что пусковые установки и транспортные машины этого комплекса смонтированы на тягачах и шасси БАЗ.
Специальное колесное шасси БАЗ-6909-022. Является модификацией шасси БАЗ-6909, отличается длиной шасси 12793 мм, грузоподъёмностью 24 т, усиленными колёсными редукторами, задним свесом рамы. На шасси установлены кронштейны для крепления аутриггеров, вал отбора мощности от раздаточной коробки. За мотоотсеком оборудована площадка для энергоагрегата.
Предназначено для размещения оборудования СПУ 5П90С ЗРС «Триумфатор-М».
О компании
Брянский автомобильный завод
Акционерное общество «Брянский автомобильный завод» – отечественное предприятие, производящее специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 т; обеспечивает полный жизненный цикл (разработка, испытания, производство, техническое обслуживание и ремонт) СКШТ. С 2015 года входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей».
Продукция БАЗа хорошо известна в России и за рубежом, используется в широком климатическом диапазоне и комплектуется с учетом индивидуальных требований заказчика. Производство организовано по технологии двойного назначения: унифицированные узлы и агрегаты применяются в технике, как для обеспечения обороноспособности государства, так и экономического комплекса страны – в нефтегазовом секторе, в строительстве, для сложных транспортных операций, для пожарной, спасательной, аэродромной техники и другого.
Сегодня помимо серийного выпуска высокопроходимых СКШТ БАЗ обеспечивает сервисное обслуживание продукции, поставку запасных частей, осуществляет обучение и повышение квалификации своих сотрудников и специалистов сторонних организаций, в том числе и эксплуатирующих СКШТ, в собственном Учебном центре (НОУЦ АО «БАЗ»), открытом в 2018 году.
Тягачи разработки и производства АО «БАЗ» являются основной платформой для вооружений и военной техники, поставляемых Концерном ВКО «Алмаз-Антей» в рамках государственного оборонного заказа.
Концерн ВКО «Алмаз–Антей» – одно из крупнейших интегрированных объединений российского оборонно-промышленного комплекса, на котором трудятся около 130 тысяч человек. Продукция Концерна поставляется более чем в 50 стран мира.
Преимущества продукции АО «БАЗ»:
Для своего клиента АО « БАЗ»:
История марки БАЗ
История Брянского автомобильного завода или Брянского завода колесных тягачей, начинается 4 июня 1958 г. на территории тракторного производства “Сталезавода”. Он был создан как филиал Московского предприятия ЗИЛ по производству агрегатов и запасных частей к серийным грузовикам, но уже со следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной военной автомобильной техники. Первой продукцией БАЗа были бронетранспортеры БТР-152В1 и амфибии ЗИЛ-485А, собиравшиеся ранее в Москве.
Длиннобазовое шасси ЗИЛ-135К было выполнено по бортовой схеме раздачи мощности с двумя карбюраторными 7-ми литровыми двигателями ЗИЛ-375Я5 V8 по 180 л.с., каждый из которых имел трансмиссию с гидромеханической 3-х ступенчатой коробкой передач, дополнительным 2-х ступенчатым редуктором и системой привода четырех колес своего борта, что позволяло облегчить машину, повысить подвижность и обеспечить ее живучесть при отказе одного силового агрегата. Шасси без упругой подвески имело оригинальную компоновку с двумя сближенными на расстояние 1,6 м. средними мостами и двумя управляемыми крайними парами колес, поворачивавшимися в противоположные стороны, централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах и смещенные вперед силовые агрегаты, располагавшиеся в переднем “свесе” рамы под 4-х местной кабиной из полиэфирной смолы и стеклопластика с обратным наклоном лобового стекла.
Это обеспечивало полезную длину грузовой платформы 9 м. и возможность установки на ней крупногабаритных ракетных комплексов. Машина развивала скорость 65 км/ч, могла преодолевать рвы шириной до 2,4 м., подъемы крутизной 29 o и 1,1-метровый брод. Уже в 1961 г. на шасси ЗИЛ-135К начали монтировать 11-ти метровые пусковые установки 2П30 с контейнером для крылатых ракет C-5. В 1963 г. на ЗИЛе было собрано шасси “135КМ”, ставшее в 1966 г. базой для машины БАЗ-135МБ с одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н V8, 5-ти ступенчатой коробкой передач, 2-х ступенчатой раздаточной с межбортовым блокируемым дифференциалом и с удлиненной 6-ти местной кабиной.
На этом шасси монтировалась пусковая установка СПУ-35Б берегового оперативно-тактического ракетного комплекса 4К44 “Редут”, а с 1972 г. – пусковая система СПУ-143 комплекса ВР-3 “Рейс” для запуска беспилотных летательных аппаратов Ту-143 тактической разведки. В его состав входила тяжелая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143. Шасси “135МБК/МБП” снабжались грузовой платформой. В декабре 1964 г., после окончательной доводки в Москве, на БАЗе стали изготовлять шасси ЗИЛ-135ЛМ (8×8). Его главными отличиями от ЗИЛ-135К являлись расположение силовых агрегатов между первой и второй парами колес, сказавшееся на уменьшении полезной длины грузовой платформы, использование механической 5-ти ступенчатой коробки передач, независимой торсионной подвески крайних колес и новой 4-х местной стеклопластиковой кабины.
На первой же партии из 10 машин БАЗ-135ЛМ, развивавших скорость 65 км/ч, смонтировали самоходные пусковые установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 “Луна-М”, созданные Волгоградским заводом “Баррикады”, а также оборудование транспортно-заряжающей машины 9Т29. В 1964-68 гг. на БАЗе изготовили несколько опытных образцов шасси: “135Л1” и “135Л2” с 2-х ступенчатыми раздаточными коробками и независимой торсионной подвеской средних колес, “135М1” с одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н, Э135Г с газотурбинной силовой установкой и “тропический” вариант “135ЛМТ” для поставки в жаркие страны.
Первоначально базой пусковой установки 9П140 и транспортно-заряжающей машины 9Т452 с краном грузоподъемностью 300 кг. служило шасси ЗИЛ-135ЛМ. С конца 70-х гг. для систем “Ураган” выпускалось шасси “135ЛМП” с телескопическими амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим усилителем тормозов и эффективным отопителем. Опытные плавающие модификации предполагалось использовать как самоходные 40-тонные понтоны ПММ. Выпуск шасси серии “135” продолжался до 1994 г. В 1966 г. СКБ БАЗа начало разработку собственных армейских машин второго поколения с несущим герметичным сварным корпусом.
Это были унифицированные плавающие шасси полной массой 18-19 т. с колесной формулой 6×6, крайними управляемыми колесами и расстоянием между первыми и вторыми парами осей 2800 и 2600 мм., выполненные по бортовой схеме и приспособленные для боевых действий в районах, расположенных на высоте до 3500 м. над уровнем моря. Они снабжались танковым 6-ти цилиндровым двигателем 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., механической 5-ти ступенчатой коробкой передач и 2-х ступенчатой раздаточной, независимой торсионной подвеской, централизованной системой подкачки шин и двумя водометными движителями. Шасси преодолевали 30 o подъем, на шоссе развивали скорость 70 км/ч., на плаву – 8 км/ч.
В 1970 г. началось изготовление модели БАЗ-5937 с полезной нагрузкой 7,3 т., задним расположением силового агрегата и 5-ти местным отделением для экипажа. В 1972 г. на вооружение поступили выполненные на ее базе пусковая установка 9А33Б для всепогодного зенитного ракетного комплекса 9К33 “Оса” с четырьмя ракетами. В 1975 и 1980 гг. появились модернизированные установки 9А33БМ2 и 9А33БМ3 для комплексов “Оса-АК” и “Оса-АКМ” с шестью ракетами. Шасси “5938” и “5939”, внешне отличавшиеся разной формой передней части корпуса, использовались под командные пункты, транспортно-заряжающие машины 9Т217Б/БМ2 и полевые мастерские.
В 1976 г. на вооружение был принят тактический ракетный комплекс 9К79 “Точка” с пусковой установкой 9П129 Волгоградского ГПО “Баррикады”, смонтированной на 6,7-тонном шасси БАЗ-5921 с расположением силового агрегата непосредственно за 4-х местным отделением управления. В 1989 г. ее сменила самоходная установка 9П129-1М для нового комплекса 9К79-1 “Точка-У”. Шасси “5922” с открытым корпусом использовалось для заряжающих машин 9Т218 и 9Т218-1 с крановым оборудованием. В 7-ми тонном транспортном варианте “59223” оно предлагается до сих пор.
В начале 70-х гг. СКБ под руководством главного конструктора И.Л. Юрина приступило к созданию принципиально нового 4-х осного плавающего шасси с бортовой трансмиссией и сближенными парами передних и задних колес на торсионной подвеске. В 1983 г. на вооружение был принят сверхточный ракетный комплекс 9К714 “Ока”, базировавшийся на самоходной установке 9П71 завода “Баррикады”, смонтированной на новом 12-ти тонном шасси БАЗ-6944 (8×8) с полностью закрытым сварным водо-измещающим корпусом. В его средней части размещались 400-сильный дизель УТД-25 V8, гидромеханическая 5-ти ступенчатая коробка передач и 2-х ступенчатая раздаточная.
Две передние оси были управляемыми, для преодоления водных преград служили два водометных движителя. Военная служба уникального комплекса “Ока” оказалась слишком короткой: в конце 80-х гг. неожиданно он был внесен в советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и снят с вооружения, но базовое шасси послужило основой для нового поколения военных машин. Одновременно с ним была построена опытная амфибия “5947” (6×6) с двумя сближенными передними мостами и одним задним, а также “сухопутное” рамное шасси “6950” (8×8) с 4-х местной цельнометаллической кабиной и грузовой платформой.
Во второй половине 80-х гг. продолжение работ по совершенствованию специальных шасси под руководством главного конструктора Ю.И. Мосина привело к созданию машин третьего поколения “Основа-1” с бортовой трансмиссией. Базовым являлось плавающее 13-ти тонное корпусное шасси БАЗ-69441 (8×8), внешне напоминавшее модель “6944”, но оборудованное двумя дизельными двигателями КамАЗ740 мощностью по 210 л.с. и механическими 5-ти ступенчатыми коробками передач. В это семейство вошло также неплавающее 14-ти тонное шасси БАЗ-69501 с двумя моторами КамАЗ-740 и новой кабиной, которое использовалось для монтажа пунктов боевого управления зенитно-ракетными комплексами “Поляна-Д4М”.
Его развитием стали 12-ти тонное шасси “69501П” и короткобазный 10,5-тонный вариант “69501ПТ” с цельнометаллической платформой, а также балластный тягач “69531” для буксировки артиллерийских систем полной массой до 15 т.. Для поддержания общественного порядка в системе МВД СССР на шасси “6953” был создан мощный водомёт “Лавина” с бронированной кабиной, способный работать при температуре до – 30 o С. Его оборудовали цистерной на 8 тыс. л. воды и дополнительным 180-сильным мотором для привода насоса ПН-40УВ производительностью 40 л/с, служившего для подачи воды под давлением 8-9 атмосфер на четыре лафетных ствола, выбрасывавших ее на расстояние до 60 м..
Рамные 14-ти тонные шасси “69506”, “69507” и “69508” снабжались одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н и механической 8-ми ступенчатой коробкой передач. К производству была подготовлена также корпусная амфибия “69481”. В связи с начавшейся перестройкой и прекращением военных заказов выпуск шасси и тягачей на БАЗе практически прекратился и завод оказался на грани банкротства. Несмотря на все трудности перехода на рыночные отношения и практически полное отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 г. АО БАЗ приступило к созданию обширного семейства неплавающих машин четвертого поколения “Вощина-1” двойного назначения, приспособленных одновременно для военных и мирных целей.
Коллектив инженеров под руководством главных конструкторов В.П. Трусова и Ю.А. Шпака, отказавшись от бортовой схемы, создал семейство более простых машин классической компоновки с 3-х местной цельнометаллической кабиной переднего расположения и установленным за ней силовым агрегатом, механической коробкой передач и 2-х ступенчатой раздаточной, передними управляемыми колесами на независимой торсионной подвеске и задними колесами на балансирной рессорно-торсионной, всеми блокирующимися дифференциалами, колесными редукторами и системой регулирования давления воздуха в шинах.
Базовыми в этой гамме являются 18-ти тонное шасси БАЗ-6909 (8×8) с расстоянием между средними парами колес 3600 мм. и длиннобазовая 20-ти тонная модификация “6910” (4250 мм.) для установки различного оборудования и вооружения. В семейство входят также 13,5-тонное шасси “69092” (6×6) для инженерного оснащения, балластный тягач “6306” (8×8) для буксировки артиллерийских систем массой 15 т. и седельный вариант “6402” (6×6), работающий в составе автопоездов полной массой 50 т.. Были построены также образцы седельного тягача “6403” (8×8) и 30-ти тонного шасси “79094” (10×00).
Одновременно завод изготовил многоцелевые шасси “69095” (6×6), “69096” (10×0) и “69099” (12×22) грузоподъемностью 14,2-36,0 т. с монтажной длиной рамы до 12 м.. Все машины комплектуются дизельными двигателями с турбонаддувом Ярославского моторного завода (модели “8424”, “8425”, “7511”, “849”) мощностью 400-500 л.с., двухдисковым сцеплением ЯМЗ-151 и 9-ти ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202. Они приспособлены для работы в наиболее суровых климатических зонах на высоте до 4650 м. над уровнем моря, развивают скорость на шоссе 50-80 км/ч, имеют запас хода 800-1000 км., преодолевают подъемы в 30 o и 1,4-метровый брод. В начале 2000-х гг. это семейство принято на вооружение Российской армии. За все время своего существования Брянский завод разработал около 70 различных колесных шасси, из которых 32 выпускались серийно.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.