Бридж игра что это такое
Правила кратко
Бридж – единственная карточная игра, являющаяся Олимпийским видом спорта.
О происхождении бриджа существует много легенд. Очевидно, современный бридж возник путём видоизменения игры вист. Британская энциклопедия (22-е издание Pears’ Cyclopaedia) приводит правила бриджа, отличные от принятых в наши дни и больше напоминающие правила виста; уже тогда (1913) бридж называется игрой «очень популярной во многих кругах». В 1945 г. приняты международные правила бриджа, утверждённые в 1948 г. Международной федерацией бриджа. В конце XX века в бридж играют десятки миллионов людей во всём мире, проводятся национальные и международные первенства.
Различают два вида бриджа: робберный и спортивный, разработанный для проведения чемпионатов и выявления победителей.
В спортивном бридже различают парные и командные состязания. Правила спортивного бриджа таковы, что влияние случайности сведено к нулю: всем участникам парных соревнований приносят сданные заранее карты – одинаковые для нескольких столов, на которых идёт игра. Выигравшей признаётся та пара игроков, которая «заработала» большее, чем противники, количество очков при равных условиях: на тех же картах и при тех же раскладах. В командных соревнованиях члены одной команды, состоящей из двух пар, сидят за двумя столами на разных линиях (север – юг; восток – запад). Выигравшей признаётся та команда, которая наберёт лучшую разницу очков на двух столах.
Описание игры
Старшинство карт и мастей
Как научиться играть в бридж с нуля
Бридж представляет собой интеллектуальную карточную игру, в которой принимают участие четыре игрока. Играть можно не только в компании, но и устраивать самые настоящие турниры. Кроме всего прочего, именно эта игра относится к одному из видов Олимпийского спорта. Научиться играть в бридж не так сложно, как кажется. Главное разобраться в правилах игры и трезво оценивать свои возможности.
Правила игры в бридж
В бридж играют двумя колодами, которые содержат в себе по 52 карты.
Количество игроков – 4. Они должны поделиться на команды по два человека. Каждая пара игроков преследует следующую задачу – набрать максимальное количество очков, а для этого потребуется взять больше взяток, которые партнеры возьму совместно. Очень важно выбрать в качестве козыря масть, которая подходит обоим партнерам, и выполнить заказ.
Контрпартнеры, в свою очередь, должны будут сорвать выполнение заказа противников.
Главная цель в игре – набрать как можно больше пунктов в записи.
Игроки и их расположение за столом
Бридж – это игра для четверых. Желательно, чтобы все игроки разместились за квадратным столом и образовали две пары. Сокомандники сидят друг против друга, по бокам размещаются их соперники. Чтобы было легче ориентироваться, места за столом имеют обозначения сторон света, то есть именуются:
Соответственные названия получают игроки. А карты их называют рука Севера, рука Юга, рука Востока, рука Запада. Как правило, Север будет играть с Югом, а Запад с Востоком в одной паре. Игроки определяются при помощи жребия и не могут меняться пока длится роббер.
Каждый участник может вытянуть одну карту из колоды, у кого она окажется старше, тот и выбирает желаемое расположение. Человек, который вытянул вторую старшую карту, становится партнером того, кто вытянул первую старшую карту. Игроки, которые остались, объединяются во вторую пару.
Игра включает в себя два гейма и заканчивается роббером. Как только наступает роббер, проводится новая жеребьевка. Игроки, игравшие до этого момента в паре, вместе играть уже не могут. Третий роббер продходит для тех, кто еще не играл в паре.
Тур состоит из трех робберов, чтобы игрок успел поиграть с каждым игроком за столом. Когда цикл закончен, игра заканчивается.
Бридж и карты для игры
Для игры подходят колоды из 52 карт. В колоде содержится по тринадцать карт каждой масти. Вся колода раздается, и у игроков в руках оказывается по тринадцать карт.
При игра выделяют определенное старшинство мастей. Начиная по убыванию:
Старшими считаются пики и черви, их называют в игре мажорами. Младшие (бубны и трефы) имеют название миноры.
Что касается старшинства в масти, то наименьшая карта – двойка, а самая старшая – туз. Карты, которые идут от туза и до десятки принято называть онерами, а от десятки и ниже – фосками.
Раздача карт
Сдавать будет тот, кто обладает старшей картой:
В то время как один из партнеров раздает колоду, второй партнер хорошо перемешивает вторую колоду и размещает ее справа от себя.
Следующую раздачу карт должен проводить игрок, который сидит слева от раздающего в первой игре.
Игра бридж на 52 карты
Вся игра состоит из двух основных этапов: торговли и розыгрыша. Когда производится торговля, составляется контракт – в нем прописывается обязанность игрока взять конкретное число взяток во время игры. Выполнять свои обязательства должна та пара, которая озвучит самое высокое предложение.
Торговля
Как только карты будут розданы, все игроки должны принять участие в торговле Во время нее делаются заявки. Первым начинает торговаться сдающий. После него возможность сделать заявку переходит к игроку, который сидит слева от него. Дальше очередь движется по часовой стрелке. Нарушать очередность заявок нельзя.
Когда подают заявку, она может содержать или число-масть, или просто пас. Если указывается число, это означает количество взяток, которые должны взять партнеры (уровень игры), а масть будет указывать на козырь, который будет во время розыгрыша.
Козырь обозначает масть, которая в игре будет бить остальные три масти.
Сделать заявку четырех видов:
Та пара, в которой игрок смог назвать самое большое число, становится победителем в торговле. Владелец выигрышной заявки назначает контракт. Именно он будет определять ход игры (будет ли она с определенной мастью или пройдет без конкретного козыря), а также количество взяток, которые игрок должен взять вместе со своим напарником (семь или больше).
Торговля может считаться законченной, если после заявки будет три паса. Последнее предложение – контракт, а предложенная масть становится козырем.
Последний контракт меняться не будет: что было сторговано, то и будет разыгрываться дальше.
Какую заявку взять
В то время, как проводится розыгрыш, при каждой сдаче играющие должны взять как минимум семь взяток. Смысл состоит в том, что для выигрыша потребуется взять больше половины взяток из 13. В бридже, когда идут торги, необходимо вести отчет уровня игры – начинается с семи (шесть первых называют “книжка”).
Например, если игрок с партнером предполагает заявить о 7 взятках, то во время торгов обозначает свое намерение как просто 1 (6 по умолчанию +1 для достижения 7).
Правило простое и легко запоминается, если разобраться в его сути. Чтобы у вас получилось необходимое число взяток, которое требуется для выполнения контракта, нужно добавить к цифре 6 число, кодирующее уровень. По правилам игры нельзя совершить заявку, если в ней содержится меньше 7 взяток (что обозначается уровнем 1).
Выбор масти и карты
В период торговли масть играет важную роль. От того, какую масть игрок заявил в своей заявке, будет зависеть, как развернется торговля дальше. Одни масти по правилам сильнее других, а это означает, что каждая новая заявка может оказаться намного лучше предыдущей.
Например, противник заявил 1Ч. Чтобы перебить его заявку, надо будет взять 1П или 2 в любой масти. Правильнее всего заявлять карты масти, которой больше всего на руках, даже если они и слабые.
Бескозырка
Кроме умения сделать правильные заявки в мастях, следует еще уметь заявлять на игру без козыря. В таком случае достаточно указать уровень игры, но не указывать масть. Если заявка оказывается выигрышной, то назначается бескозырный контракт, а сам розыгрыш будет без козырей. В этом случае взятку получает тот, кто смог выложить самую старшую карту масти, когда был сделан первый ход взятки.
Надо отметить, что заказывать бескозырку больший риск, чем играть с козырями. Но есть и преимущества, так как можно выполнить бескозырный контракт и принести команде больше очков.
В тот период, как будет осуществляться торговля, бескозырка принимается, как самая старшая масть, а это означает, что самая сильная заявка – это 7БК.
Пропуск хода и заявки
Заявку можно и не делать, достаточно просто сказать пас, тогда слово предоставится следующему игроку. В случае когда пас сказали три игрока подряд, то выигрышной считается последняя заявка.
Если спасовать пришлось всем игрокам, то карты пересдаются снова.
Розыгрыш
Разыгрывающим является партнер, который первый заявил масть, ставшую козырем (или бескозырную игру). Но при этом первый ход делает соперник, который находится с левой стороны от него.
Противники разыгрывающего становятся защитниками.
Как только делается первый ход, партнер того, кто участвует в розыгрыше, кладет свои карты открытыми, и больше в сдаче не принимает участия. Его карты переходят к разыгрывающему и называются «стол». Разыгрывающий может бить своей картой («бить с руки»), или использовать карты своего партнера («взять со стола»).
Правила розыгрыша
Вистующий берет первую взятку, для этого кладется одна карта на стол лицевой стороной вверх. По-другому такой ход называют атакой. Масть карты считается мастью взятки или козырем.
Ходить следует в масть. Например, первый вистующий атаковал пику. Если есть карты такой масти, то ходить можно в одну из них. В случае когда пики не имеется, тогда можно поступить таким образом:
В ответ на карту атаки, разыгрывающий может делать ход для розыгрыша картами партнера. Потом ходит второй вистующий своей картой. А после него повторно разыгрывающий, но уже из своих карт.
Забрать взятку сможет игрок, у которого карта была сильнее. Он собирает четыре карты и кладет возле себя. Можно накладывать одну взятку на другую стопкой и рубашкой вверх. Так будет проще посчитать очки.
Следующий делает ход тот, кто забрал взятку. Это происходит до того момента, пока не окончится текущая сдача. Розыгрыш считается законченным, когда на столе оказывается последняя взятка, тринадцатая по счету. Если контракт был сыгран успешно, пара получает очки.
В конце пара считает свои взятки. Если победившие в торгах смогли выполнить контракт, они побеждают в сдаче. Если контракт не осуществлен в полной мере, то выигрыш присваивается вистующим.
Запись очков
Для удобства подсчета очков создается робберная таблица. На самом деле – это вертикальная линия, которая делит записи на две части, там и будут указываться премиальные очки, которые получены командами. Существует два типа очков:
Когда считаются очки, учитываются взятки, если они были взятыми парой сверху шести, за каждую такую взятку положены премии:
Если пара набирает 100 очков, то партия считается засчитанной. Если пара сумеет еще раз набрать 100 очков, то выигрывается и вторая партия, а это значит, что роббер выигран.
Очки над чертой паре могут быть начислены, если получилось посадить противника, то есть не дать им выполнить контракт. Над чертой пишется по 50 очков, за каждую взятку, которую противники не смогли собрать.
Премии и штрафы могут увеличиваться для контрактов, которые игрались под контрой.
Всем новичкам игра кажется ужасно сложной и непонятной. Возникает ощущение, что научиться играть в бридж с нуля, как минимум займет несколько месяцев, но все не так страшно. Желательно найти себе опытного учителя, который сыграет с вами пару игр и объяснит начальные нюансы. Но когда вы разберетесь в ее нюансах, она понравится вам своей непредсказуемостью.
Бридж (карточная игра)
Бридж (карточная игра) Слово бридж имеет и другие значения, см. Бридж (значения).
Бридж | |
---|---|
Карты разыгрывающего и стол. | |
Количество игроков | 4 |
Диапазон возрастов | 12+ |
Время установки | Около 60 секунд |
Длительность партии | 30 секунд — 15 минут |
Сложность правил | Высокая |
Уровень стратегии | Высокий |
Влияние случайности | Нет |
Необходимые навыки | Память, Логическое мышление, Теория вероятностей, Тактика |
Содержание
Разновидности
Робберный бридж
Простейшим видом игры является робберный бридж, в котором четыре игрока соревнуются, двое против двоих, до тех пор, пока одна из пар не выиграет два гейма.
Спортивный бридж
В более развитом варианте, игроки соревнуются между собой на турнирах, где одну и ту же сдачу играют на двух или более столах, с последующим сравнением результатов. Таким образом, в турнире побеждает тот, кто лучше других сыграл на одних и тех же картах. Эта разновидность бриджа носит название дубликатный бридж (англ. Duplicate Bridge ). Поскольку элемент везения в данном виде бриджа исключен, это переводит игру из разряда азартных в разряд спортивных. Поэтому, дубликатный бридж называют также спортивным. Масштаб спортивного турнира может варьироваться от клубного, в котором участвует несколько пар, до чемпионатов мира, где одна и та же сдача играется на сотнях столов. Спортивный бридж официально признан Международным олимпийским комитетом в качестве вида спорта и, наряду с шахматами, шашками, китайскими шахматами и го, вошел в программу Первых Всемирных Интеллектуальных Игр в Пекине в 2008 году.
История
Непосредственным предком бриджа был вист — парная игра на взятки, в которой козырь определялся при раздаче. В 1890-х возникла вариация виста, в которой сдающий объявлял козырь, исходя из своих карт. Правила, близкие к современному робберному бриджу, возникли в 1925 при непосредственном участии Гарольда Стирлинга Вандербилта (англ. Harold Stirling Vanderbilt ), который вложил в популяризацию бриджа немало денег.
Бриджу уделяли внимание многие известные личности, такие, как Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер, Дэн Сяопин, Омар Шариф, Билл Гейтс и др. По легенде, статус в политбюро Коммунистической партии Китая не в последнюю очередь определялся успехами за бриджевым столом. В последние годы жизни Дэн Сяопин сохранил себе единственный официальный пост — почётный председатель Всекитайской ассоциации бриджа.
Ход игры
Подготовка к игре
Для игры используется стандартная колода из 52 карт от двойки до туза четырёх мастей. При раздаче каждый игрок получает по 13 карт. Один из игроков является сдающим (англ. dealer ).
В робберном бридже сдающий раздаёт карты по одной по часовой стрелке, начиная с оппонента слева и заканчивая собой. В это же самое время, для удобства игроков, партнёр сдающего замешивает сдачу, которая будет играться следующей. Сдающие меняются по часовой стрелке, то есть следующим сдающим становится оппонент слева.
В спортивном бридже в каждой конкретной сдаче один из игроков формально является сдающим, но на самом деле все расклады готовятся только однажды в самом начале турнира или матча. В процессе игры, игроки не бросают карты на середину стола, а кладут их перед собой и переворачивают рубашкой вверх по окончании каждой взятки. Это позволяет, в случае возникновения между игроками разногласий по поводу количества выигранных взяток, восстановить ход розыгрыша после окончания сдачи. Когда сдача сыграна, каждый игрок возвращает свои карты в отсек специальной коробки, в которой сдача может быть перенесена за другой стол. Переходя к следующей коробке, игроки достают карты из отсеков, соответствующих их игровым позициям за столом, и пересчитывают их, держа рубашкой кверху, чтобы убедиться, что карт ровно 13. Таким образом удается предотвратить сбои, которые могли возникнуть из-за неправильного вложения карт в коробку за другими столами.
На крупных турнирах, подготовка сдач осуществляется автоматически. Для этого используются специальные карты со штрих-кодом, нанесенным на лицевую сторону. Программа-генератор выдает случайный расклад, который посылается раздаточной машине, распознающей карты по штрих-коду и раскладывающей их в отсеки стандартных коробок в соответствии с заданным раскладом.
Торговля
Основная статья: Торговля (бридж)
Целью торговли является определение контракта — обязательства одной стороны взять определенное количество взяток в назначенной ею деноминации (масти или «без козыря»). Во время торговли игроки, начиная со сдающего, по очереди делают заявки. Существует 4 типа заявок:
Если в начале торговли все четыре игрока сказали «пас», все получают по 0 очков и сдача завершается.
Торговля прекращается после трёх пасов подряд, последовавших после значащей заявки. Последнее назначение «N деноминация» (с возможной контрой или реконтрой) называется финальным контрактом и означает обязательство пары взять N+6 взяток при указанных козырях (либо в бескозырной игре). В паре, выигравшей торговлю, игрок, который первым заявил финальную деноминацию, становится разыгрывающим (англ. declarer ), а его партнёр — болваном (англ. dummy ). Оппоненты разыгрывающей пары называются вистующими (англ. defenders ).
Пример торговли (сдавал Запад):
Запад | Север | Восток | Юг |
---|---|---|---|
пас | 1 ♥ | пас | 1 ♠ |
пас | 2 ♦ | контра | 3 ♠ |
пас | 4 ♠ | пас | пас |
пас |
Розыгрыш
Основная статья: Розыгрыш (бридж)
Первый ход делает оппонент разыгрывающего, сидящий слева. После этого болван кладёт свои карты на стол и его картами управляет разыгрывающий, указывая болвану, какой картой ходить со стола.
Игра ведётся так же, как и в других играх на взятки с одной важной особенностью: бить козырем необязательно.
Результатом розыгрыша является количество взяток, полученных каждой парой, независимо от того, кто именно в паре получил взятку.
Подсчёт очков (Робберный бридж)
В варианте «Чикаго» очки считаются практически так же, как и в спортивном бридже (см. подсчет очков в спортивном бридже). Этот вид роббера на текущий момент более популярен.
В классическом робберном бридже игра делится на независимые «робберы». Запись роббера выглядит примерно так:
Существует два вида очков — очки «под чертой» даются за заказанные и сыгранные контракты, очки «над чертой» — премии за перебранные взятки, за подсады и т. п.
Для того, чтобы выиграть роббер, одна из пар должна выиграть два гейма, то есть дважды набрать не менее 100 очков под чертой. После каждого гейма очки «под чертой» оказываются «над чертой» и их приходится набирать заново.
Пара, выигравшая гейм, оказывается «в зоне уязвимости» до конца роббера (обычно говорят, просто в зоне). При этом увеличиваются штрафы за подсад и премии за шлемы (см. ниже).
Премия за выигрыш роббера составляет 500 очков, если оппоненты выиграли один гейм, и 700 очков, если не выиграли ни одного гейма.
Сыгранный контракт
Контракт считается сыгранным, если разыгрывающий набрал не менее заказанного числа взяток.
Премия за сыгранный контракт зависит от масти контракта: трефа и бубна считаются младшими мастями (миноры, 20 очков за взятку), черва и пика — старшими (мажоры, 30 очков за взятку); первая взятка в бескозырном контракте стоит 40 очков, остальные по 30 очков. Премия за заказанные взятки пишется под чертой, если пара набрала больше взяток, премия за дополнительные («овера») — над чертой. Например, если в контракте 2БК разыгрывающий набрал 9 взяток, он получает 40+30=70 очков под чертой и 30 над чертой.
За заказанные и сыгранные контракты на 6 и 7 уровне (малый шлем и большой шлем) даются дополнительные премии:
Подсад
Если разыгрывающая сторона не смогла набрать заказанное количество взяток, вистующие записывают себе над чертой за каждую недобранную взятку 50 очков, если разыгрывающие были до зоны, и 100 очков, если в зоне.
Контра и реконтра
Сыгранный под контрой контракт даёт в 2 раза больше очков под чертой, чем без контры. Кроме того, разыгрывающая пара записывает себе над чертой премию в 50 очков «за некорректную контру». Взятки свыше заказанных стоят по 100 очков до зоны и по 200 — в зоне. Например, 2 червы под контрой до зоны с одним овером принесут 120 очков под чертой и 50+100 очков над чертой. Заметим, что контра в данном случае превратила частичную запись в геймовый контракт.
При подсаде штраф под контрой составляет:
Все перечисленные очки под реконтрой удваиваются. Контра и реконтра не влияют на размер премий за шлем.
Размеры штрафов за недобранные взятки даже под контрой не очень велики. Так, в одинаковой зональности сесть без двух под контрой оказывается выгоднее, чем дать оппонентам сыграть гейм. Поэтому даже при относительно слабых картах часто имеют смысл защитные заявки, когда пара сознательно идёт на проигрыш контракта.
Системы торговли
В ходе игры паре разрешается обмениваться информацией о картах, но есть два существенных ограничения:
Таким образом, пара может иметь различные значения для различных заявок, при условии, что оппоненты имеют возможность ознакомиться с их значениями. Тем не менее, на некоторых турнирах могут вводиться ограничения на определённые значения тех или иных заявок.
Набор значений различных заявок пары называется её системой торговли. Существует множество систем торговли, при этом наиболее популярными в России являются Общий язык, Пресижн, Берёзка, Французская натуральная и Польский стандарт.
Назначения, контры, реконтры и даже пасы могут быть как натуральными, так и конвенционными.
Решение о том, какую масть и на каком уровне назвать, является одним из фундаментальных в бридже. Как правило, оно будет зависеть от оценки руки игроком. Существует ряд методик оценки силы руки, базовой среди которых является подсчёт пунктов Милтона Уорка. Она может дополняться и более сложными методами, такими как подсчет теряемых взяток, закон тотальных взяток и очки Zar.
Спортивный бридж
Основная статья: Спортивный бридж
В робберном бридже многое зависит от везения. Чтобы полностью исключить влияние случайности (удачи), в спортивном бридже одна и та же игровая ситуация разыгрывается разными участниками на нескольких столах, после чего сравниваются результаты и выясняется, кто сыграл лучше в одной и той же ситуации. Существует два основных вида соревнований по спортивному бриджу.
Соревнуются две команды, каждая из которых состоит из двух пар. На первом столе пара от первой команды сидит на линии N-S, а пара от второй команды — на линии E-W; на втором — наоборот: пара от первой команды на линии E-W, от второй — на линии N-S. Все сдачи играются на обоих столах. Разница в результатах каждой сдачи переводится в так называемые ИМПы. Шкала ИМПов существенно нелинейна, это сделано для того, чтобы один крупный выигрыш не перекрыл по значимости все остальные сдачи. Сумма ИМПов переводится в VP (victory points) по таблице, соответствующей количеству сдач в матче. В матче обычно разыгрывается 30 VP, но одна команда не может получить больше 25 VP. Примеры счета матча в VP: 15-15, 17-13, 21-9, 25-5, 25-3, 25-0. Но есть таблицы перевода ИМП в VP из расчёта 20 VP на матч.
Турнир пар
Турнир пар состоит из независимых между собой сдач, сдачи каждая пара игроков играет по очереди с какими-то другими участниками турнира, обычно по 2 (редко по 3) сдачи с одними и теми же оппонентами. Система смены оппонентов может быть различной и мы ее тут описывать не будем. В результате игры каждая сдача играется за многими столами, в протоколе этой сдачи присутствуют результаты, сыгранные разными парами. Сравниваются между собой результаты, достигнутые на одних линиях (Север-ЮГ отдельно, Восток-Запад отдельно).
Применяют две стандартные схемы подсчета результатов турниров пар. Одна (более распространенная) называется турниром на макс, в другой (на среднее) подсчет ведется на ИМПы. Тактика игры зависит от вида турнира.
Подсчет очков в турнире на макс осуществляется следующим образом. Все записи на одной линии упорядочиваются, далее пара получает по два очка за каждую запись, хуже чем у них, и по одному очку за такую же точно запись. При этом не играет роли на сколько очков отстают друг от друга записи в протоколе. Обычно в результате набранные очки пересчитываются потом в проценты. Очень хороший результат в турнире — это 60 %, недостижимые 100 % означают, что в каждой сдаче пара получила лучшую запись.
Подсчет очков на ИМПы близок к подсчету очков в матче. Берутся результаты, достигнутые в сдаче на одной линии, из них выбрасываются несколько крайних (максимальных и минимальных, для элиминации артефактов), оставшиеся результаты усредняются. Далее результат каждой пары сравнивается с этим средним результатом и переводится в импы. С развитием компьютерной техники часто используется также подсчет числа ИМПов по сравнению со всеми остальными столами.