Боюсь рисовать что делать
Как поверить в себя и не бояться рисовать!
Прежде чем писать статью на эту тему, я хорошенько порылась в интернете в попытке узнать, что рекомендуют «специалисты». Ничего интересного, и тем более полезного я, к своему очень большому удивлению, не нашла! Так что писать буду исключительно собственные мысли никого не цитируя, и повествование будет хаотичное и весьма фамильярное. Извините. У нас же с вами доверительная беседа, а не научная лекция.
Но вернемся к страхам! Боюсь ли я рисовать? Да ни разу! А чего тут бояться? Берешь в руки карандаш и водишь им по бумаге, и улыбаешься. Я же не боюсь кушать, или гулять, или дышать. Так чего мне рисовать бояться?
А вы чего боитесь? Что ваши рисунки кому-то могут не понравится? Так ясное дело! Вы же не 100 долларовые купюры рисуете, чтоб они всем нравились. Даже самые известные и талантливые художники были кем-то нелюбимы и кем-то раскритикованы! Представляете, что бы было, если бы они тоже так забоялись, что перестали рисовать!
Что еще? Вы боитесь, что ваши творения вам самим не понравятся? Что у вас в голове была бабочка, а получился динозавр? Ответ на эту дилемму прост! Рисуйте целую неделю одних бабочек каждый день и к концу недели они начнут походить на бабочек! Это вы не рисовать боитесь, это вам просто лень практиковаться. Страх тут ни причем.
Я танцую, потому что я люблю танцевать, я бегаю, потому что я идиот и люблю бегать, я рисую потому что мне это дело очень нравится. И я никого не боюсь. И не вижу причин бояться!
Бойтесь лучше знаете чего? Бойтесь того, что в вас возможно прячется великий талант и вы, возможно, могли бы создать что-то замечательное и открыть для себя источник беспрерывного удовольствия в виде любимого хобби или профессии, а вы в этом всем себе отказываете, потому что чего-то там боитесь.
Как начать рисовать и не бояться?
Как рисовать из головы и не бояться?
⠀
У меня был период жизни когда я практически не рисовала, несколько лет. Возвращать навыки, а главное — свободно придумывать и воплощать идеи на бумаге сложно. И не только технически, хотя и это тоже. Детям немного легче, взрослым сложнее. Что мешает и как это преодолеть? По образованию и по сфере деятельности я не только художник, но и педагог и достаточно часто сталкиваюсь с тем, что человеку сложно придумывать свои сюжеты. Кто-то начинает рисовать сразу, кому-то нужно время и бывает, что рисовать хочется, но что-то не дает делать это свободно.
Это только пара моментов, тема гораздо шире. Все это подходит как для взрослых, так и для детей.
⠀
1. Страх, что ничего не получится и выйдет ерунда. И пусть не получается, главное — рисуйте. Вся эта ерунда и есть обучение. Постепенно количество переходит в качество. Результат — это всегда результат процесса, погружайтесь в процесс, результат будет потом. Не нужно создавать себе границы — у искусства их нет. Если хочется изучить основы рисунка, точные области изобразительного искусства — отлично. Вы также можете не следовать правилам и делать то, что хочется вам. Тут очень важно постоянство, пусть это 10 минут, но три раза в неделю. Можно рисовать не только дома, но и в транспорте, в перерывах на работе, в кафе.
⠀
2. Быстрые зарисовки идеи, увиденного сюжета — прекрасное упражнение. Тут не должна стоять цель — красиво, правильно. Цель — изобразить идею возможными способами, в формате эскиза. А вот после можно из нее что-то делать, доводить до конца. Главное, чтобы материалы всегда были под рукой — блокнот, карандаш, фломастер, то, что вам нравится.
⠀
3. Иногда ступор возникает из-за того, что не получается включить фантазию в нужный момент. Желание есть, а вот мозг ничего не выдает. Ступор и определенный страх — это совершенно нормальный этап. Попробуйте понять откуда идет этот страх. Может кто-то что-то сказал когда-то или есть какая-то неуверенность. Отпустите эти чувства. Главное из этой точки двигаться дальше, по чуть-чуть и это состояние пройдет.
⠀
Про фантазию. Она работает на основе нашего визуального, акустического, чувственного опыта. Из всего многообразия того, что мы видим, какие-то вещи мы запоминаем, какие-то забываются.
Мозг использует то, что мы знаем и помним, смешивая, сочетая, трансформируя образы во что-то новое. Так получается то, чего еще не было.
⠀
Но в основе — наш прошлый опыт, наша память. Поэтому так полезно расширять визуальную (и не только) память. Разглядывать и запоминать увиденное. Детально, целенаправленно. Это просто интересно, оказывается столько всего проходит незамеченным. Можно наблюдать за позами, мимикой людей и как следствие — будет значительно легче их рисовать. Брать материалы для рисования в путешествия, в походы. Мы привыкли фотографировать, попробуйте добавить быстрые, хотя бы минутные зарисовки. Это очень захватывающее занятие, вы увидите и заметите намного больше.
⠀
4. Если задача — реалистичное изображение объектов, но не с натуры, а из головы. То тут только это — нужно изучить натуру, ее строение, как она меняется в перспективе, как ложатся тени и свет, почувствовать ее форму.
То есть, чтобы реалистично рисовать из головы нужно сначала достаточно много наблюдать и рисовать с натуры, изучая ее. Копировать работы мастеров, изучить основы рисунка.
Кто-то делает это сам, кому-то необходим учитель или специализированные курсы. Сейчас очень много материалов, книг, видео-уроков. Берите то, что подходит именно вам.
5. Если привлекает иллюстрация, декоративное, абстрактное, наивное — свободное в своем проявлении искусство, то стоит выходить за рамки привычных приемов, ставить необычные и новые задачи. Например: составить рисунок используя только геометрические формы, линии разной толщины, попробовать совместить совершенно разные материалы (ткань, графику, акварель, пластилин, вышивку и т.д), создание коллажей — безграничная тема. Экспериментировать с композициями и перспективой. Смотреть какие приемы, техники, композиции используют другие художники, фотографы, иллюстраторы и т.д. Брать эти приемы, использовать, придумывать свои. Использовать цифровые возможности создания иллюстраций.
Но и тут все начинается с понимания формы, цветовых отношений, построения композиции.
Поэтому игнорировать рисование с натуры и изучение основ рисунка не стоит — это поможет во всем остальном.
6. Найти тех, кто поддержит. Конечно, нужно самим быть опорой для себя, но и вовремя сказанные слова другого человека могут сыграть свою роль. Не бойтесь делиться своими работами в соцсетях или сообществах.
7. Подумайте зачем Вы все это делаете, зачем рисуете или только начинаете. Думаю ответы могут быть разными, но уверена, что в основе лежит радость от самого творческого процесса. В творчестве скрыты большие ресурсы, рисуя (сюда можно отнести все другие виды творчества) мы узнаем себя с другой стороны, ум успокаивается и это отражается на жизни в целом. Рисование способствует психическому и физическому здоровью, как-нибудь расскажу об этом подробнее. Это уже самодостаточная цель для того, чтобы начать рисовать.
А может быть это принесет что-то еще о чем Вы сейчас даже и не знаете. Поэтому не бойтесь и беритесь за то, чем хочется заниматься, будь то акварель или еще какой прекрасный материал 🙂
Боюсь рисовать что делать
Да, Марина, в чем-то вы правы. Действительно, страшно за то, что нарисуешь плохо и в который раз убедишься в своей неполноценности.. Могу ли я быть неполноценной, быть плохой. А почему бы и нет? Надо подумать над этим. Спасибо!
Светланка
Слушала я Вас, слушала… Все точно говорите, так и есть. И так обидно стало, что раньше не начала рисовать… В конце так вообще расплакалась ) прям зацепили Ваши слова, точно в цель. А потом вздохнула и пошла гуашь свою засохшую оживлять. Дерево свое буду рисовать! Спасибо Вам огромное, очень ценю, как педагога и человека!
ольга
Марина. спасибо за Вашу любовь не только к рисованию, но и к людям! Чем больше Вас узнаю, тем больше Вами восхищаюсь!
Татьяна
Марина! В детсад не ходила, 63 года, первыми учителем стала случайно Марина Трушникова в феврале 2015 года. Всю жизнь хожу по выставкам разного калибра. Мне кажется, что в жизни столько тяжелого, что искать трагизм в обучении рисованию это застрелиться сразу! Если нет цели стать известным художником, устраивать свои выставки или заработать кучу денег так и рисуй себе с УДОВОЛЬСТВИЕМ! не так много этих удовольствий в жизни! А бояться в жизни есть чего много, но уж, конечно, не чистого листа!
Ирина
Natalia
Татьяна, подписываюсь под каждым Вашим словом!
Когда я в свое время наткнулась на сайт Марины. то именно “Удовольствие рисования” меня больше всего зацепило. И рисование стало отдыхом, открытием (хотя почеркушки сопровождали меня всю жизнь), а если, благодаря урокам, получается что-то вразумительное, то это уже счастье.
Ольга
Елена
Марина, привет, во-первых, хочу поблагодарить за трансляции в перископе. А, во-вторых, по существу… Ходила на всякие мастер-классы и каждый раз, когда передо мной лежал чистый лист (холст) и надо было начать, появлялась мысль, я так (рисовали вольные копии картин известных художников) никогда не смогу. На художник отвечал, а что вы боитесь, не может быть, чтобы ничего не получилось, обязательно что-нибудь получится, надо просто брать и рисовать, ну и показывал, с чего начать и действительно, что-то получалось, даже нравилось то, что нарисовала. Ну и сама постоянно что-то чиркаю в блокноте, но когда показываю мужу, он постоянно отпускает какие-то шуточки, например, когда в перископе был ваш эфир, на котором рисовали ключи, я тоже рисовала, показала ему, он засмеялся и сказал:”Это ты что ключи обвела?” Это как-то заставляет нервничать из-за отсутствия обратной связи что ли.
Любовь
Мариночка, растрогали до слёз!
Боязнь чистого листа, холста особенно усиливается после хотя бы небольшого вынужденного перерыва.
Руки чешутся, мысли роятся, жадно смотришь мастер-классы, коих множество сейчас, к счастью, а начать работу не можешь несколько дней. Пока уже не устыдишься перед собой и мужем, который придя с работы заглядывает украдкой на стол, мольберт, а там чистота… После многого пережитого вместе, счастье, что теперь он поддерживает моё увлечение рисованием.
Какая же Вы умница, что не только как талантливый художник делитесь своим умением, но и как тонкий психолог, педагог наставляете нас, уже умудрённых жизнью, но делающих первые шаги в мир художественный. Низкий Вам поклон, благополучия и процветания! Вы замечательная!
Спасибо
Валентина
Спасибо Марина.
Но как вырастить панцирь, если в работу ты вкладываешь душу, эмоции, просто выворачиваешься наружу? Ты в этой работе – мягкий, весь на ладони… И любой может ткнуть… пальцем и оставить неизгладимый след. А попадаются и желающие “в сапогах”… Да и обычное каменно-непробивное безразличие тоже ранит
Валерия
Сначала подумала- нет, страх-это не про меня. Но вдруг вспомнила, проанализировала свои недавние ощущения в живом общении на пленэре и поняла, да страх есть, он появляется как-то сам собой, блокирует тебя, причём вылезают не только страх рисования, но и все непроработанные другие страхи, недоосознанные мысли и чувства… Для меня, если все страхи отбросить и погрузиться в сам процесс рисования, он завораживающий, захватывающий, открывающий какие-то новые грани себя и мира. Это процесс самопознания. Та часть мира, которая была закрыта ранее, и без которой мироощущение и миропонимание неполное. А страхи любые, я думаю, должны быть, это часть совершенствования личности человека, его путь к себе. Спасибо, Марина, что такими вопросами возвращаешь на путь осмысления жизни и познания себя.
Надежда
Мариночка, это все правда. Но я бы сказала шире, что страх мешает вообще начать что-то новое, в том числе, заниматься творчеством. А страхи идут конечно же из детства. Думаю, причина того, что рисовать начинают многие люди в возрасте, кроется как раз в том, что к определенному возрасту нарастает тот самый панцирь, который позволяет выносить критику, косые взгляды и недовольства с легкой иронией.
Спасибо тебе за откровенность. Слушала, и в голове мысль – жизнь – это постоянное преодоление……
До встречи, пока!
Елена Валериус
Я уже “большая девочка” и ничего не боюсь! 🙂 Если рисовать для себя, то никакой критик, кроме своего внутреннего, до твоих рисунков не доберётся. И если показываю кому-то, совсем не заморачиваясь на критику – я же только учусь рисовать. Я получаю наслаждение от самого процесса, и это состояние (в обоих смыслах) никто у меня не отберёт!
И уж точно бояться нечего, ведь даже произведения великих художников одним нравятся, другим – нет, третьих оставляют равнодушными…
С большим удовольствием учусь в мастер-группе.
Марина, спасибо огромное за всё, что ты делаешь! Благодаря тебе в мире становится больше позитива, радости и красоты!
Ого, вот это тема! Можно книги на эту тему написать, а уж статьи — точно! Еще мне кажется, что когда мы рисуем — не по мастер-классам (“ствол — морковка, ветки — палочки”), а сами, ищем свой стиль — мы пытаемся выразить свою душу. Чтобы выразить свою идею, нужно раскрыться больше, чем мы делаем это в обычной жизни, чем привыкли и готовы это сделать. И очень больно, когда кто-то со своей колокольни (может быть, из своих прошлых страхов и блоков) начинает высказывать свои “авторитетные суждения”…
Мне кажется, большинство начинающих художников хочет услышать от учителя ответ на вопрос: “Что ХОРОШЕГО, интересного, самобытного, творческого есть в моем рисунке?” Но чаще всего они слышат: “Вот здесь линия кривая, вот тут тон взят неверно, пропорции не соблюдены, перспектива не сходится, и т.д, и т.п.” Честно, я знаю, я и так вижу, что линия кривая, тон взят неверно и пропорции подкачали — но неужели в моем рисунке вообще нет ничего такого, что стОит развивать.
Марин, это я не про тебя, ты замечательный учитель! Увы, многие “серьезные” учителя грешат этим, вот люди и идут на интуитивное рисование, потому что там можно выдохнуть свободно, мазюкать красками по бумаге в свое удовольствие и слушать восторженные отзывы преподавателя о своем только что рожденном шедевре.
Ксюша
Марина, здравствуйте!Я с удовольствием смотрю все ваши эфиры в перископе. Тронули Ваши слова о рисовании.
Я никогда не боялась рисовать. С детства всегда предпочитала любому занятию рисование и еще с детского сада мечтала стать художником.(помню даже рисовала себя за мольбертом и с красками в руках). Дома все говорили – как здорово и красиво. Но в художественную школу меня не отдавали, а я и не настаивала. Когда же пришло время выбирать профессию, мне четко дали понять – никаких художников, дизайнеров и всего прочего. Почему? Этим нельзя заработать, вот и весь ответ. В пример мне ставили папу, который закончив строгановку, пошел автослесарем (деньги приносила именно эта работа, а вовсе не рисование). В итоге я перестала рисовать совсем. Отучилась на бухгалтера, даже получила красный диплом, но ни дня не отработала по специальности, которая была мне не интересна. В прошлом году нашла случайно в интернете Ваши уроки по акварели, купила краски и теперь не могу остановиться. Муж меня поддерживает в моем увлечении, если и критикует, то по делу.Но я оказалась сама для себя через чур строгим критиком. Последнее время даже прячу от себя свои же работы. Как только начинаю их рассматривать, сразу думаю какая ерунда, только бумагу зря перевела и тому подобное. Очень хотелось бы зарабатывать рисованием (один раз у меня даже заказали три рисунка), но я считаю мои умения недостаточными, чтобы просить за свои работы деньги. Так что пока просто рисую акварелью и складываю листы в папочку.
Марина
Я очень хотела научиться рисовать в детстве. Не сложилось. Потом учеба,ребенок, работа… В 55 я, ползая по присторам инета, оказалась на Вашем сайте. Читала Ваши размышления, смотрела уроки. Пока однажды не прочитала совет, как бороться со страхом начать. Помните? “Это мои краски, это моя бумага, я имею право!”. Как-то так это звучало.
И я сказала себе, что если я начну сейчас, то все так и останется в мечтах. Нашла студию для взрослых. Потом была встреча с Вами, Денисом Никоновым, Андреем Рычковым в Агое..
С тех пор рисую! С удовольствием! Рисую для себя. Мне нравится новая жизнь. Спасибо всем Вам.
А страхи…? Показывать что-то новое все еще страшно. Я с этим борюсь.
Марина, спасибо за искреннее обращение, за вашу душевность. Страха рисовать нет, есть страх делиться нарисованным и отвечать на вопросы “зачем тебе это? Лучше б детям книжку почитала…”. Это реально опускает и приземляет. Да, квартира не убрана часто и книжка не читана. По основной работе не все успеваю, и есть куда развиваться. Но если не буду творить – башней поеду. Хотя и внутренний очень критичный критик тоже, конечно, расстраивает частенько. Понимаю, что если б искусство было моей основной занятостью – то грусти было бы куда больше.
Svetlana
Marina, spasibo! smotru Vas v zapisi. Vsrgda tebya zhdy.
Эльвира
Татьяна
О… Эльвирочка, вы решились на плэнер! Это здорово! А я хожу и только головой кручу, и думаю: вот это бы нарисовать. А выхода на плэнер наверно боюсь, и придумываю отговорки, что некогда. )))))
Надежда
Здорово! А может пока для пленера поискать более уединенное место? Выехать подальше от назойливых прохожих. Я пока вот никак и на это не решусь:(
Эльвира
Татьяна
Добрый день, Мариночка!
Эльвира
Татьяна, у меня тоже долго рука не поднималась взяться за кисть (сначала долго решала каким же мне хобби заняться-кроме уже имеющихся в моем арсенале, потом долго решалась потратить энную сумму на краски-кисти-холсты, потому что хотела писать маслом из соображений, что маслом можно долго и упорно исправлять свои очумелые недочеты). Зато потооом …мимо отдела все для живописи спокойно пройти не могу, без тюбика с краской не уйду,хоть руки-ноги связывай ))) а теперь после работы прибегаешь домой, берешь в руки кисть и все проблемы и заботы уходят на второй план…
Шинаглова
Эльвира
Наталья
Марина, благодарю за такую тему! Совершенно правильно подмечено, что причина находится внутри каждого. Если любое дело сделано с Любовью, то и критика внешняя будет дружеской, а если сделано со страхом, то и притянется негатив извне. Рисование помогает нам показать, что мы есть внутри, это как вывернутая перчатка.
Рада, что не ошиблась в своем выборе твоего курса!
Надежда
Здравствуйте! А мне кажется, это проблема больше связана не столько с рисованием, а с тем, что чему-то новому начать учиться в зрелом возрасте чему-то новому, сложнее, чем в детстве. Страх общий, что со стороны – это будет выглядеть как блаж какая-то. А на самом деле – это удивительно, когда все-таки начинаешь, начинает по-немногу получаться и приходишь в восторг от того, что еще способна на что-то. Это так окрыляет! Ведь если из будущего посмотреть…. “я начала рисовать (заниматься музыкой, танцевать) уже 10 лет назад и вот что уже у меня получается!”. Но чтобы это сказать, надо начать рисовать сегодня, сейчас, иметь эту точку отсчета и неважно в 30, 40, или 50 лет это происходит. У каждого точка отсчета своя. Главное, что результат будет, если каждый день делать небольшие шаги.
Я сама музыкант из семьи немузыкантов. И благодарна родителям, что они меня не остановили в свое время теми же страшными байками:) Свою профессию очень люблю и уважаю взрослых людей, которые хотят начать заниматься музыкой в возрасте. Сама вот только недавно, как раз с МК Марины, начала вспоминать рисование. Страх порой есть, но точка отсчета есть – 1 год назад. И сейчас я понимаю, что рисую и понимаю акварель гораздо лучше, чем всего год назад, когда только начала. Поэтому иногда просто нужно помнить, каким ты был раньше и что сейчас ты просто экспериментируешь, изучаешь новое. Разрешить себе ошибаться!
Эльвира
классно сказано: Разрешить себе ошибаться! …нужно взять себе на вооружение))
Ольга
У меня в детском саду было не дерево, а санки, несущиеся с горки. Мы рисовали кажется что-то на зимнюю тему, и я решила сделать санки с детьми, которые едут с горки. В свои 5 или 6 лет (я уже не помню это сейчас точно) я понимала, что мне каким-то образом нужно передать движение.И я его передала, как смогла, конечно. На что воспитатель сказала мне, что получилось у меня не понятно что, санки какие-то кривые и т.д., а вот посмотри – у другой девочки (имя я уже тоже не помню) какой красивый рисунок…
Интересно, что в художественную школу из всех детей (а мы потом и в школе часто встречались) пошла только я…
Larisa
все мы родом из детства, и из него черпаем силу, или наоборот – страхи и неуверенность в себе… и когда не какая-то там воспитательница делает замечание, что ты не так рисуешь веточки, а родная мать сообщает тебе о том что ты “говно, которое она высрала”, то откуда возьмётся панцирь… Для меня АКВАРЕЛЬ – это слёзы. А страха чистого листа нет 🙂 Извините, уж откровенность за откровенность…
Ольга
Марина, спасибо. Это точно все про нас – начинающих рисовать в преклонном возрасте. Действительно, когда не получается, то кажется, что тебе никогда не добраться до этих высот. Когда начинала, не думала ни о каких высотах, нравился сам процесс, потому что это медитация, такого удовольствия, наверное, ни от чего не получаешь. Но сейчас почему-то хочется, чтобы был профессионализм. С большим удовольствием занимаюсь в мастер-группе. Даже не хочется расставаться после окончания.
Ольга
А тебе – удачи во всем.
софия
Спасибо Марина что вдохновляете Вы очень доброжелательный учитель и заслуживаете почтения перед Вашим отношением к творчеству! Спасибо Вам! Всегда жду с уважением Ваших выступлений!
Першин Виталий
Ольга
Марина, большое спасибо, что затронули такую больную тему. Я тоже хотела задать Вам вопрос о страхе перед рисунком. Я много думала, ну почему я впадаю в “ступор” перед тем как взять кисть в руки. Страшно рисовать и не рисовать не могу. И я думаю так: во-первых, это страх перед неизвесностью. Всю жизнь, так или иначе, но я жила по правилам. Вы правы, нам с детства внушали, что можно, а что нельзя. Даже на работе на каждый шаг есть инструкция. А тут надо сделать шаг в неизвесность. Во-вторых, без привычки очень трудно творить, создовать своё. И в третьих, очень мешает жизненный опыт. Мысль опережает возможность моей кисти. Вроде продумываешь, как выразить то, что хочешь сказать. Просматриваешь картины, фотографии, а начинаешь рисовать, и понимаешь что не можешь сделать то, что хочешь. и чувствуешь своё бессилие. Да, я согласна, что ничего не может получаться сразу. Но жизненный опыт давит( много просмотренно картин и там всё так здорово и кажется так просто это повторить) и, посмотрев на свои каракули, начинаешь думать о своей бездарности.
Наталья
Как же давно я хотела услышать твою историю, дорогая Марина. Не раз задавала вопрос о твоем детстве и как ты пришла к рисованию. Но или ты не была готова или мои вопросы казались незначительными…Прошло три года как случай привел меня к моему учителю. Как все просто, как хорошо, как тихо и уютно ты делишся со мной сокровенным, детскими сомнениями и страхами, которые сумела победить. А мои так и живут во мне. Эти страхи не только перед рисованием…Ты замечательный психолог, Марина, Скучаю по нашему субботнему клубу, жду встреч в нем и твоих рассказов, ещё не ведая их конца…
Галина Демихова
Марина, я, после ваших уроков бесплатных, когда вы мужа учили рисовать, перерисовала все свои игрушки в доме, цветы с дачи ( не всегда мне нравится, но моим нравится). А вот с портретом засела, человек получается, а похоже очень мало? или один глаз, или ухо. или губы, а все вместе- не тот человек. Но я улыбаюсь и говорю: ничего, я еще раз 100 нарисую, может и получится. А страх белого листа только потому, что бумага дорогая, а хорошей бумаги у нас на севере нет, жалко денег.))) Ничего, зато рисую в свое удовольствие, и мои родные мне завидуют, что я могу отдохнуть душой во время рисования. Вам спасибо! вы чудный учитель и педагог.
Ольга
Я расскажу как я со своим страхами-сомнениями борюсь!
1. У меня есть свой “критик”, мнение которого ценю, к мнению которого я прислушиваюсь, который (главное. ) меня не обидит, не заденет своим словом. Это очень важно в своё близком окружении иметь такого человека.
2. Слушаю своих Учителей. Их мнение, оценка по-настоящему всегда ценно и справедливо.
3. Хожу на разные выставки, особенно современного искусства! Вот где можно набраться смелости для самовыражения! Ведь искусство оно такое обширно-огромное! Не получается нарисовать портрет, можно рисовать абстракцию цветными пятнами, да ещё и пальцами или…(промолчу!)))
Творчество – это же радость!) А там где радость, точно страху не место!!
Марина, вы как всегда великолепны!
“Пусть говорит любовь” – это трогает сердце до самого донышка…
Я думаю, все почувствовали особое состояние, в котором вы сегодня выступали, поэтому многие и растрогались до слёз.
Хорошо, что у нас есть вы)))
Удачи вам!
Да, согласна, причина в наших убеждениях, сидящих в голове с детства, в тех мыслеформах, что вызывают страхи, в сравнениях с другими, в ориентировке на результат. Проблема лежит в том, что наше эго, когда мы учимся рисовать, начинает примерять на себя роль художника. Я решила для себя эту проблему, отказавшись играть вообще какие-либо роли 🙂 Перестала думать, особенно, когда сажусь рисовать 🙂 Исключительно организационные мысли – какую краску на палитру выдавить, какой карандаш по твёрдости взять. В процессе отключаюсь – даже не могу сказать, что я при этом чувствую. Время пролетает мгновенно. Критику воспринимаю нормально – она в основном конструктивная, что помогает мне совершенствоваться.
Марина, очень довольна, что занимаюсь у тебя в МГ – за последние 8 месяцев сдвиги ощутимы. База действительно нужна, хотя бы для того, чтобы конструктивную критику от неконструктивной отличить 🙂
Марина, спасибо, что поднимаешь эти вопросы, что хочешь разобраться и помочь.