Боюсь что станет плохо в самолете
Мучает давление, защемило сердце, получили в нос от стюардессы. Что делать, если вам стало плохо на борту самолета
История из Facebook. Девушка летела из Анталии в Минск, когда на борту стало плохо дочке одной из пассажирок. Маленькой девочке начали искать градусник, лекарства и врача. Ситуация как-то разрешилась. Нашелся ртутный градусник, ибупрофен, доктор. Но остались вопросы: а что делать, если вы, а не кто-то другой, оказались в такой ситуации? В «Белавиа» прокомментировали случай с рейсом Анталия — Минск и дали разъяснения на случай форс-мажора.
Сперва про Анталию. Вот история.
Вот комментарий перевозчика:
— Электронный градусник находился на калибровке. Измерительные приборы периодически проверяются, это рабочая ситуация. Градусник был найден у одного из пассажиров. Девочке измерили температуру и предложили маме лекарства для ребенка. Мама от таблеток отказалась, объяснив, что у ребенка плохая реакция на них. Бортпроводники среди пассажиров также нашли врача, который осмотрел ребенка. По прибытии в Минск около трапа уже дежурила бригада скорой помощи. Ребенка осмотрели и приняли все необходимые меры. Ситуация получилась вообще не конфликтной. Мама после благодарила бортпроводников за внимание и оказанную помощь.
А теперь вопросы на случай, если вам случилось болеть в небе. Отвечает начальник службы проводников «Белавиа» Сергей Латушкин.
1. Какие препараты есть в аптечке бортпроводников?
Есть три вида аптечек, которые используются на борту. Одна — для оказания первой помощи. Ее бортпроводники используют на постоянной основе. Там хранится все для экстренных случаев: бинты, анальгин и прочие вещи частых запросов.
Вторая аптечка — универсально-профилактическая. Противорвотные средства, болеутоляющие, капли для носа, антацидные, антигистаминные.
Третья — аварийная. Ее могут использовать только врачи. Если на борту случилось что-то экстренное (роды, допустим), по громкой связи ищется доктор. Ему предоставляется родовой комплект из аптечки. Специалист знает, что с этим со всем делать, огораживает женщину — и рожаем прямо в самолете.
Бортпроводники тянут с собой в самолет четыре аптечки. Две — первой медицинской помощи. И по одной — универсальной и аварийной. Сейчас в «Белавиа» обсуждают возможные перемены. Хотят, чтобы аварийная и универсальная аптечки оставались на борту и тонкие стюардессы не напрягались, каждый раз перенося их.
Информация для коллекции ненужных знаний: комплектация бортовых аптечек лекарственными средствами осуществляется в соответствии с приложением 6 Чикагской конвенции о гражданской авиации и нормами ICAO (международная организация гражданской авиации). На основании внутренних руководящих документов могут появляться дополнительные препараты.
2. Есть ли в этой аптечке тонометр, глюкометр и градусник?
Есть. Градусники электронные. Каждая аптечка комплектуется измерительными приборами и батарейками. Случается, тонометры/глюкометры/градусники отправляются на калибровку.
3. Правда ли, что врача всегда ищут среди пассажиров?
Правда. Среди бортпроводников единицы имеют медицинское образование. Если происходит что-то экстренное, по громкой связи бросается клич: «Уважаемые пассажиры, есть ли среди вас медицинский работник, фельдшер или врач?» В случае когда человек отозвался, его просят помочь решить возникший вопрос.
4. Владеют ли бортпроводники какими-то навыками медицинской помощи (на случай если не окажется в салоне врача)?
Если жизнь повернулась к летному составу не тем боком и оставила без врача среди пассажиров, придется справляться своими силами. Каждый бортпроводник проходит соответствующее обучение. В курсе аварийно-спасательной подготовки есть медицинская часть. Все происходит в университете гражданской защиты в Светлой Роще.
Цикл занятий состоит из трех дней. Первый — противопожарная подготовка. Второй — действия на борту и приводнение. Третий — медицинская подготовка. Раньше было четыре часа, теперь восемь. Занятия проводит медик МЧС.
В итоге бортпроводников учат, как оказывать первую помощь: делать искусственное дыхание, определять шок, осуществлять непрямой массаж сердца. Обучение проходит раз в два года.
5. Как ведет себя команда, если у человека резко ухудшилось здоровье?
Начальник службы бортпроводников рассказывает три истории.
— Буквально недавно (месяца полтора назад) семья возвращалась на самолете с отдыха. Мужчине стало плохо примерно над территорией Украины. Причем человек нормально провел отпуск, не в духе туристов, которых показывают в передаче «Наша Russia», никаких передозов по алкоголю. Проверили: врачей нет, первую помощь оказали, легче не стало. У человека зашкалено давление, сердце прихватило — упал в обморок. Доложили командиру. Ближайший аэропорт — Одесса. Запросили экстренную посадку. К моменту приземления все необходимые службы присутствуют возле трапа. В итоге быстро зашли в салон с носилками, унесли и увезли пациента. Самолет закрылся и отправился в Минск. Все хорошо закончилось.
В таких случаях пациент остается лечиться в больнице города, в котором случилась экстренная посадка, приходит в себя и летит в изначальный пункт назначения за счет компании-перевозчика.
— Второй случай. Муж с женой катались в Альпах. Мужчина упал и получил травмы. Январь нынешнего года, Женева. В аэропорт его привезли в не самом транспортабельном состоянии. Человек находился в горизонтальном положении, будучи чуть ли не полностью закованным в гипс. Однако в Boeing есть места для установки носилок. Человека туда загрузили и привезли в Минск.
Третий случай. Вахтовики летели на работу в Ханты-Мансийск. Человеку стало плохо за 40 минут до посадки. Эпилептический припадок. Повезло, что в бригаде бортпроводников был медбрат. Раскрыл человеку рот, достал язык, поставил заглушку, привел в более-менее адекватное состояние. Пилот принял решение долететь до пункта назначения, где уже ждали медики.
6. Какие препараты можно проносить в ручной клади?
На борт можно брать все необходимые препараты, если с собой у вас имеется соответствующее разрешение врача. Печать, подпись. Так летают диабетики, которым нужно делать укол инсулина через определенный промежуток времени. И не важно, где находится человек — на земле или в воздухе. Речь ведется о ручной клади. Что касается багажа, там можно все.
7. Что будет, если ты получил травму в самолете? Билет дает страховку?
Если случилось так, что на борту самолета вы поскользнулись и сломали руку/ногу, на ваш палец наехала тележка с едой, вы разозлили стюардессу (в «Белавиа» есть чемпионка мира по рукопашному бою) и она сломала вам нос, купленный билет является автоматической страховкой. Трап — история более сложная. Но недавно одна пассажирка оступилась, ей возмещали ущерб.
Итого: если человек получил травму в полете, то изначально идет в страховую службу перевозчика, а потом, в зависимости от принятого коллективного решения (зачастую в пользу пассажира), — к страховщикам. Если все случилось в самолете — это однозначно ответственность компании. Если на трапе — это аэропорт.
Вывод
В самолете лучше не болеть. Там изначально много микробов из-за рециркуляции воздуха, пониженное давление, обезвоживание организма (за три часа полета уходит полтора литра жидкости), возможно вздутие живота из-за давления, нехватка кислорода (оттого что давление на 25% ниже обычного). В общем, болеть лучше на земле. А лучше вообще не болеть.
Как побороть аэрофобию: лайфхаки от бортпроводников и психологов
МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Авиация считается самым безопасным видом транспорта, но тех, для кого взлеты и посадки — серьезное испытание, очень много.
Чем отличается аэрофобия от предполетного волнения и как побороть страх — в материале РИА Новости.
«Помню, мы попали в воздушные ямы, и все пассажиры или не отвлекались от просмотра фильма, или кричали «йу-ху!», как на американских горках, а я рыдала не переставая. Потом было очень стыдно», — вспоминает петербурженка Юлия Золотова, страдающая аэрофобией.
Фобия или волнение?
«Страх может проявляться по-разному: кто-то теребит волосы, потирает ладони и потеет, кто-то всего боится, бурно реагирует на происходящее в самолете, — рассказывает бортпроводник Алексей Коханистый. — У таких людей вызывают тревогу и массу вопросов звуки механизации крыла, работы двигателя, уборки шасси в первую очередь потому, что они не знают, все ли с ними в порядке».
По мнению Алексея, редко кто боится всего полета — обычно страшат взлет и посадка или турбулентность с воздушными ямами. На его памяти только один пассажир испытывал страх с начала и до конца рейса.
На вопрос, как отличить страх от обычного волнения, в одном из центров по лечению и изучению аэрофобии ответили, что если человек диагностировал у себя фобию, то почти наверняка он ею страдает.
Если же все ограничивается легким дискомфортом, не отравляет жизнь и не сказывается на свободе передвижения, следует говорить о предполетной тревожности.
Правда, некоторые пассажиры под предлогом фобии хотят улучшить условия перелета. «Например, просятся в бизнес-класс — мол, там больше места и воздуха, а после отказа скандалят. Конечно, это ненастоящие аэрофобы», — делится наблюдениями стюардесса Анастасия Куприевич.
Природа страха
«Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутого пространства, а самое главное — потери контроля над ситуацией», — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья.
Эксперт рассказывает, что именно это делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), то есть риск погибнуть минимален, но страх от этого не уменьшается.
Часто аэрофобы бывают довольно подкованы в полетной тематике, сами знают все аргументы о безопасности, но не могут адекватно воспринимать их в моменты страха. А против предполетного волнения, по словам бортпроводников, информированность часто помогает.
«Ночные перелеты раньше вызывали больше опасений у пассажиров, чем дневные. Многие думали: «Как мы полетим? Ведь ничего же не видно!» — рассказывает Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и волнуются меньше».
Лечить нельзя оставить
«Я долго избегала полетов, пыталась заглушить фобию. Дошло до того, что боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается управляющая рестораном Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Потом начала работать над собой, приспосабливаться к ситуации. Садясь в самолет, говорила себе: назад дороги нет».
Марина советует больше читать об авиации и избегать информации об авиакатастрофах и их последствиях — чем часто увлекаются аэрофобы. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, обратитесь к специалистам.
В центре по лечению аэрофобии подтверждают, что страх сам не проходит почти никогда, а со временем только усугубляется. Но большинство из тех, кто к ним обращается, вылечиваются.
Как летать в самолете с паническими атаками и ВСД
Паническая атака может застать ВСДешника где угодно. Предугадать, при каких обстоятельствах возникнет очередной приступ, невозможно. Панические атаки в самолете – обычное дело для тех, кто страдает неврозами и вегето-сосудистой дистонией. Что делать, как бороться с приступом, если он застал прямо на борту или перед посадкой на самолет? Эти вопросы волнуют всех, кто не понаслышке знаком с ПА. Бывает, что у человека уже дано не наблюдается повышенной тревожности, но как только предстоит перелет, все обостряется.
Причины панических атак в самолете
Страх перед полетами на самолете испытывают многие люди и он совершенно нормален. Когда железная коробка поднимает тебя на высоту в несколько километров – это не может не вызывать волнения. Даже те, кто никогда не страдал паническими атаками, может схватить приступ перед полетом или уже на борту самолета.
Важно!
Под маской ВСД и панических атак могут скрываться другие серьезные заболевания, в особенности связанные с эндокринной системой. Поставить точный диагноз и назначить правильное лечение может только врач! Вся информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер и не является поводом к самодиагностированию и самолечению.
Существует и патологический страх перед перелетами – аэрофобия. Это дна из самых распространенных фобий. Если человек страдает клаустрофобий, то ограниченное пространство самолета также может вызвать приступ паники. Но это уже отдельные случаи. Мы же рассматриваем панические атаки в самолете, связанные именно с невротическим расстройством и ВСД
Причиной ПА на борту самолета становятся следующие факторы:
Основной причиной панических атак при неврозах и ВСД является повышенная тревожность и негативная форма мышления. Все внимание страдающего приковано к своему телу, самочувствию. И если, к примеру, аэрофоб больше пугается возможных несчастных случаев в полете, то ВСДешник переживает за свое самоощущение.
Некоторые невротики настолько страшатся полетов, что всячески избегают их, предпочитая наземный транспорт. Хотя, при ВСД часто развивается агорафобия, при которой любое пространство пугает, а любой выход из дома способен вызвать панический транспорт.
Но что делать, если билеты на самолет уже куплены, а мысли о предстоящем полете приводят в ужас?
Есть способы, следуя которым можно избежать ПА или хотя бы снизить вероятность их возникновения.
Симптомы панической атаки
Приступы паники сопровождаются обширной симптоматикой. Приступ может возникнуть спонтанно или начаться с ощущения тревожности.
Характерные признаки ПА:
Все эти реакции организма вызваны действием гормона адреналина, который имеет свойство сужать сосуды, провоцировать ускорение дыхания и сердцебиения, повышать артериальное давление.
Читайте также:
Подготовка к полету без паники
Начать успокоение своей психики следует еще до того, как вы ступите на трап самолета. Если вы страдаете паническими атаками, не нужно постоянно думать о них и ожидать, что приступ обязательно случится в пути.
В большинстве случаев при неврозах люди сами провоцируют в своем организме выбросы адреналина. Наш мозг устроен таким образом, что не умеет отличать иллюзии от реальности. Если постоянно держите в голове картины, как вам становится плохо, часто думаете о болезнях и прочем негативе, вы держите свой организм в стрессе. Мозг не понимает, что это лишь ваши фантазии. Он вынужден выбрасывать гормоны стресса (адреналин и кортизол), когда вы испытываете страх, тревогу и чувство опасности. Причем, от своих же мыслей.
Переключите свое внимание на приятные стороны поездки. Сосредоточьтесь на сборах, хорошо выспитесь накануне перелета. Визуализируйте, как вам будет хорошо и комфортно в самолете и вся поездка пройдет благополучно. Подготовьте в дорогу интересную книгу или фильм, которые отвлечет вас. Словом, концентрируйте все внимание на положительном.
Не ешьте плотно перед полетом и не пейте горячительных напитков. Откажитесь на время от острой, соленой, жирной пищи, специй.
Огладите себя от негатива – не смотрите новости, не читайте желтую прессу. Если вас пугают авиакатастрофы, знайте – это самый безопасный транспорт. Можно слышать информацию, что за последние годы число авиакатастроф увеличилось. Но при этом умалчивается факт того, что увеличилось и число авиакомпаний. В процентном соотношении самолете крушатся не часто.
Если посещаете врачей и психотерапевта, то можете заранее обговорить, какие препараты вам можно попить для успокоения. Или что взять с собой в аптечку на экстренный случай.
Помните, что прописывать лекарства может только врач. Самостоятельный прием антидепрессантов, транквилизаторов, седативных медикаментов строго запрещен.
Возможно, врач подберет вам транквилизатор быстрого действия. Он поможет вам быстро купировать приступ, если все же он вас не минует.
Панические атаки не лечатся лекарствами, но препараты помогают снизить уровень тревожности и справиться с некоторыми обстоятельствами в жизни. Поэтому рассматривать их следует лишь как временное решение или экстренную помощь.
На заметку!
Во время перелета, особенно дальнего, на организм губительно влияют такие факторы, как перепады атмосферного давления, вибрация, перегрузки, гиподинамия (многочасовое пребывание в одной и той же позе). Но это не самое страшное. Опаснее всего для сердца и сосудов обезвоживание, которое происходит на высоте.
Во время полета организм человека теряет примерно 1 стакан воды в час (посчитайте, сколько жидкости вы потеряете, если перелет длится, скажем, 10 часов), из-за этого происходит сгущение крови, а значит, повышается нагрузка на сердце и сосуды. Чтобы сохранить оптимальный баланс жидкости, пейте стакан воды каждый час полета.
Что выпить перед самолетом при панических атаках
Как быть, если поездка внезапная и нет времени на походы по врачам и подбор медикаментов? Что выпить для облегчения своей участи и предотвращения панической атаки в самолете?
Есть некоторые максимально безопасные препараты, помогающие успокоить нервную систему. Но учтите, что даже у них есть противопоказания. Перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией.
Что можно принять перед посадкой на самолет от панических атак:
Снизить чувствительность к адреналину и понизить пульс помогают бета-адреноблокаторы (Анаприлин, Конкор, Бидоп, Пропранолол, Тимолол). Но подобные препараты могут понижать давление. Они должны подбираться и назначаться врачом. Их действие наступает через 15-20 минут. Лекарство блокирует чувствительность адреналиновых рецепторов, и сердце не нарушает своего ритма. Когда нет тахикардии, человек чувствует себя более спокойно.
Бета-адреноблокаторы являются быстрой помощью при панической атаке в самолете. Но выпить препарат самостоятельно допустимо, только если ранее вам его уже назначали и вы переносили его хорошо. В остальных же случаях консультация врача обязательна.
А вот что не стоит пить перед самолетом, так это алкоголь, кофе, крепкий чай.
Мнение врача
Алла Кузнецкая, врач-психотерапевт:
«Практические все, кто страдает неврозом и паническими атаками, бояться летать на самолетах. К медикаментам я прибегаю в последнюю очередь, когда состояние пациента тяжелое. В остальных случаях я использую когнитивно-поведенческую терапию и гипнотерапию. Эти методики лучше других помогают снять повышенную тревожность и избавиться от панических атак. Когда пациент начинает понимать весь процесс развития своего невроза, ему становится легче справиться с последствиями.».
Как справиться с панической атакой в самолете
Что делать и как бороться с панической атакой, если она застала вас в самолете? Первым делом стоит уяснить – никто не осудит вас и не покрутит у виска, если заметит, что вам стало плохо. Как уже говорилось выше – очень многие люди бояться перелетов. Также не забывайте, что ПА часто незаметна для окружающих.
Итак, чтобы справиться с паническими атаками при перелете, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Отзывы
Узнаем, что говорят люди, страдающие ПА и летавшие на самолетах.
«Приступы начались у меня внезапно. Поставили диагноз ВСД, прописали лечение. Вроде помогло. Когда нужно было лететь на самолете, я почувствовал тревогу. Пережить полет без панических атак мне помогли Валидол и пара хороших фильмов, которые скачал заранее. Все прошло благополучно. Назад возвращался уже без страхов».
«Я всегда боялась самолетов, а после невроза перелеты превратились в пытку. Готова ехать на поезде, лишь бы не лететь. Но психотерапевт сказал, что нельзя избегать. Мы занимались с ним специальными методиками, я заранее переживала всю картину полета под гипнозом. И в этом состоянии мы корректировали мои реакции. Прошел год, прежде чем я избавилась от панических атак и теперь не испытываю такого страха перед самолетами».
«Первая паническая атака у меня случилась именно в самолете, когда мы возвращались с мужем с отпуска. Тогда подумала, что переутомилась, еще и алкоголь пила. Но дома все повторилось и начался настоящий ад. Я прошла много врачей и потратила массу времени и денег, прежде чем попала к психотерапевту, который и объяснил, что со мной происходит. До сих пор хожу на психотерапия, сейчас мне гораздо лучше, но самолетов все еще боюсь. Надеюсь побороть и этот страх».
«Я могу летать только с порцией мощного транквилизатора. Если не выпью, сердце бешено колотиться. Очень плохо становится. Не могу с этим справится. С таблетками более менее полет проходит».
«Из-за панических атак я чуть не отказалась от поездки на море, о которой так мечтала. Я страдала приступами 2 года, пока, наконец, не нашла нормального психотерапевта, которому я была не безразлична. До этого менять только пичкали таблетками и давали стандартные советы, которые я итак знала. Благодаря ему. У меня больше нет ПА и самолеты я переношу хорошо, как прежде. Главное, это найти своего специалиста. »
Не стоит слишком бояться и избегать полетов. Панические атаки в самолете не должны останавливать вас от путешествий. Избегание ситуаций только усиливает агорафобию и страх перед паническими атаками. Невротическое расстройство лечится психотерапией. Только хорошо поняв механизм возникновения ПА, можно с успехом от них избиться.
Всем здоровья и душевной гармонии!
Автор статьи: Елена Максименко, врач-психотерапевт.
«Люблю свою работу. Починить душу человека бывает гораздо сложнее, чем сломанную ногу или руку. Всегда радуюсь результатам своих пациентов.
Здоровье – это нечто большее, чем здоровое тело. К любой болезни нужно подходить комплексно и рассматривать человека, как единое целое вместе с душой и организмом».
Смотрите также видео по теме:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за вашу внимательность и помощь!
Если боишься летать, значит, готов умереть. Пилот — об аэрофобии пассажиров
Лётчик Лёха — он же пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься — почему же люди бояться летать?
Так пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся — аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.
Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. — Прим. Лайфа) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?
Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.
Вторая группа людей — это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.
Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.
Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: «Никто не погиб», «Пострадавших нет». Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.
Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.
Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.
Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет «выйти» в полёте.
«Как говорили классики, знание — сила», добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.
А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.
Взлёт — посадка
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не «бежит», но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.
При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять «бочку». Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.
Турбулентность
Не все компании мира в принципе обходят «болтанку» — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.
Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.
Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.
Старый самолёт
Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи «Я люблю тебя, Маша», слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.
Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у «Победы»: у нас самолётам двух лет нет.
Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, «детские болезни» есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.
Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.