Боюсь что никуда не поступлю
«Боюсь не поступить». Школьники боятся, но чего — сами не понимают
Первое учебное полугодие подходит к концу. Приближаются не только праздники, но и ЕГЭ с последующим поступлением в вузы. И дети, конечно, боятся. А чего они боятся? И почему? Размышляет наш блогер Кирилл Макеев.
«Мне страшно не поступить» — за последние пару недель слышал эту фразу раз 5-7. Помню, мне тоже было страшно. Страшно пойти своим путем, потому что никто из семьи не поддерживал. Даже подумать мне не давали о том, что это вообще такое — свой путь.
Я спрашиваю своих учеников, которым страшно не поступить, которые говорят, что эта атмосфера боязни непоступления нагнетается знакомыми в школе, чем именно вызван этот страх? Ты боишься нового? Боишься, что не продумал план «Б»? Боишься остаться за социальным бортом? Боишься не оправдать чужих надежд? Или боишься потерять время? Чего конкретно ты боишься?
У каждого ведь свой страх непоступления. Мне почти 30 лет, я задумался: почему они не боятся НЕ прокормить семью?
Почему не боятся НЕ найти денег на свое жилье? Почему не боятся НЕ успеть чему-то научиться или что-то попробовать? Почему же не боятся остаться БЕЗ работы и НЕ найти свою семью?
Они почему-то боятся не поступить в вуз. И сами не очень понимают страх остаться без всей этой «вузни». Себя искать и находить ещё как будто рано. Как будто в 18 лет ещё рано понимать свои ценности и приоритеты. Рано разобраться в том, что важно тебе. Зато как явно пульсирует желание остаться в рамках придуманных схем, проторенных дорожек, пойти по социально приемлемому пути. Или нет?
Я не слышу ответов. Мне кажется, ответов-то и нет. Ребята попросту не знают, им непривычно сесть и задуматься о своём будущем, своём пути, страхе. Это, наверное, тоже страшно, потому что ново.
Я понял одно за свою учебную практику. Лучший учитель — опыт. А значит, задача нас, педагогов, этим опытом делиться. Дай другим возможность посмотреть на твои решения и понять твою мотивацию, объясни свои действия, покажи свои пути-дорожки!
Но какая разница? Все равно ведь страшно не поступить в вуз! Мне тоже было страшно
Потому что это — понятное продолжение лицемерной истории об образовании, заключающейся в непрекращающихся токсичных отношениях преподов и учащихся, но зато понятное! Ведь так заведено! Ведь так у всех! Значит, это — норма! Значит, страшно, если ты не поступишь и не продолжишь быть как все.
Радуюсь, когда знаю или заранее могу предвидеть, что выбранный путь ученику подходит, что выбор осмыслен, а страх не поступить — обоснован. Я понимаю его чувства, знаю, что я боялся не оправдать желание моей семьи управлять моей жизнью, двигать мной и вести в бездну токсичности и антиадекватности — вперёд в светлое будущее на дне за 20 тыщ оператором колл-центра после алферовского факультета Политеха с красным дипломом. Ведь отец — некогда технический директор Ростелекома! Надо соответствовать.
Им даже страшно как будто всем вместе. Так лучше, так спокойнее бояться. А я боялся не долго, некогда было — надо было ещё домой золотую медаль камнем на шее притащить. Я-таки быстро понял, что поступлю на бюджет, хотя с физикой было не очень: в феврале в 11-м классе даже пошёл к репетитору.
А вышка, друзья, — всего лишь вышка, причём достаточно низкая. Взбираться на неё полезно для продолжения пути, но не стоит этого всего бояться. Залезайте и идите к следующей вершине — той, которая приблизит вас к вашему счастью.
Если вам надо, лезьте, не сорветесь! А коли не получится, то все просто: не очень хотелось или попросту не ваше оно. Дерзайте и ничего не бойтесь!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Высшее образование — это стереотип, который нам навязали»: истории старшеклассниц, которые не собираются поступать в вуз
Всё меньше одиннадцатиклассников поступает в университеты. В прошлом учебном году процент тех, кто собирался продолжить обучение в вузе, составил 48%, сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на результаты опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru. Данные исследования 2021 года свидетельствуют, что процент выпускников, которые будут подавать документы в вуз, опять снизился — до 43%.
Мы поговорили с четырьмя выпускницами, которые решили никуда не поступать после окончания школы. Они рассказали о реакции родителей, общественном давлении и планах на будущее.
«Я элементарно не вижу пользы в зубрёжке и сидении за партой по семь часов каждый день»
Я с шести лет занимаюсь музыкой и хочу посвятить ей свою жизнь. Классическое образование в этой сфере — спорный вопрос. В России высшие музыкальные учебные заведения — только консерватории, а игра в оркестре и разбор произведений русской классической музыки меня не привлекают: хватило музыкальной школы. Сейчас я играю на фортепиано и гитаре, занимаюсь вокалом, пишу песни и простенькие треки, мечтаю о своей группе. Я хочу учиться именно тому, что мне пригодится на пути к мечте.
В музыкалке я играла на фортепиано и арфе. Большую часть времени я делала это без удовольствия и только потому, что мама не позволяла бросить. Мне не хотелось играть классическую музыку, и арфа всегда казалась совсем не моим инструментом. Единственное, что мне искренне нравилось, — ансамбли. А вот сольфеджио казалось настоящей мукой. В целом я не жалею о том, что училась там: мне пригодилось умение играть на струнах, так как это сильно облегчило самостоятельное освоение гитары и научило работать в коллективе.
В школе до старших классов я училась хорошо, но, скорее, потому, что родители были против троек. В десятом классе я начала уделять музыке больше времени. Тогда оценки уверенно поплыли вниз, и я чуть не бросила школу — настолько сильным было ощущение, что это всего лишь трата времени. Я элементарно не вижу пользы в зубрёжке и сидении за партой по семь часов каждый день.
Я ходила к психологу и благодаря ей поняла, что мне всё же придётся подстроиться под существующую систему, чтобы окончить школу. Тогда я постаралась сделать всё возможное, чтобы проводить школьное время с большим удовольствием: крутила песни по школьному радио, брала с собой любимые книги, старалась больше общаться с одноклассниками. Это помогло.
Первая реакция родителей на мои слова о том, что я не буду поступать в вуз, была ужасной. В нашей семье у всех есть высшее образование, и мама с папой — люди, которые считают, что без него невозможно выжить. Моя мысль о том, чтобы играть в группе, им тоже казалась полнейшим бредом.
Папа ещё хоть как-то пытается меня понять, а с мамой всё сложнее. Даже обсудить это толком не можем. Но я вижу, что постепенно родители привыкают к моему решению.
Я думаю, в каких-то вузах можно получить необходимые знания, и реально найти институт, где обучение будет приносить удовольствие. Но говорить об обязательном высшем образовании — это как говорить, что все обязаны заниматься музыкой. Высшее образование — это выбор каждого человека. Найти способ устроиться в современном мире можно всегда, если есть желание.
Друзья, в отличие от родственников, восхищаются моей смелостью и верят, что у меня получится построить карьеру. Говорят, что осмелиться пойти по такому сложному пути — это круто.
Смотря на тех, кто поступает в вуз, я лишь понимаю, что не хочу так же переживать из-за ЕГЭ, не хочу сдавать вечные сессии и нервничать из-за оценок, ведь это просто цифры. Я чувствую, что сама выбрала такой путь, и я этому рада.
После окончания школы, наверное, устроюсь работать в какое-нибудь кафе, чтобы копить деньги и не выпадать из жизни в обществе. Также буду развиваться в музыке: писать песни, вести соцсети, искать возможности выступить и начать выпускать свою музыку. Собираюсь жить с родителями: пока есть такая возможность, я ей пользуюсь.
Я мечтаю жить и работать в США. Не исключаю, что позже захочу поступить туда, потому что там есть колледжи, обучение в которых состоит именно из написания песен, освоения музыкальных программ и выступлений.
«Я просто хочу пожить для себя и уделить время своему ментальному здоровью»
В девятом классе мне диагностировали ментальное расстройство, из-за которого было тяжело даже вставать с кровати, не говоря уже о том, чтобы концентрироваться на учёбе. На протяжении нескольких лет я испытывала постоянное чувство тревоги. Например, были мысли «Сейчас меня спросят», «Сейчас мне что-то скажут по поводу внешнего вида», «Сейчас меня будут ругать». Бороться самостоятельно было очень сложно. Немного помогало успокоительное, которое всегда было с собой, и дыхательные упражнения. Из-за всего этого в последние школьные годы я училась на тройки и четвёрки.
Я решила не поступать в вуз, потому что поняла, что не готова к нагрузке, которой будет в три раза больше, к необходимости уживаться в новом коллективе. Сейчас у меня нет никакой мотивации учиться. Я просто хочу пожить для себя и уделить время своему ментальному здоровью.
Я знаю, что многие, как и мои родители, могут думать, что я «ленивая» или просто «выдумываю», но, наверное, мне лучше знать, чем другим. Помимо этого, я ещё не определилась с направлением: не хочу выбрать что-то наугад, а потом каждый месяц страдать и хотеть отчислиться. Я просто не вижу в этом смысла.
Родителям важно высшее образование, но аргументов в его пользу у них нет, точнее, есть только один — «сейчас у всех высшее образование». У всех есть, значит, и у меня должно быть.
Мама до сих пор мне говорит: «Может быть, ты всё-таки поступишь?», «Может, хотя бы в колледж?» Я отвечаю ей что-то вроде «Я поступлю, а потом меня отчислят или я отчислюсь сама. Какой в этом смысл?» Наверное, для неё всё выглядит так, будто без диплома я останусь жить под мостом.
Я думаю, высшее образование — это стереотип, который нам навязали. Есть люди без высшего образования, но с любимой работой и стабильным доходом. У меня много таких знакомых.
Наши школы устроены так, что примерно с девятого класса вас систематически готовят к университету. Ещё многие люди получают диплом, чтобы иметь запасной вариант, чувствовать себя в безопасности: «У меня есть диплом и я вроде специалист, но работать по специальности всё равно не буду».
Я одна из класса не собираюсь никуда поступать. Когда я это осознаю, то стараюсь напомнить себе, что сделала правильный выбор.
Иногда я чувствую давление, когда говорю, что не собираюсь в вуз, а меня спрашивают: «А ПОЧЕМУ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?». Думаю, это связано с тем, что за многие годы нам навязали определённую схему: школа — университет — работа. Я не осуждаю тех, кто идёт по этой схеме, но чувствую, что не готова ей следовать.
После окончания школы я хочу записаться на курсы иностранного языка, игры на музыкальных инструментах, попробовать рисование и много чего ещё, на что во время учёбы у меня не было времени. Может быть, соберусь и куда-то съезжу. В то же время я буду заниматься своим психологическим здоровьем.
На всё это нужны деньги, так что я собираюсь работать. Насчёт поиска работы я особо не заморачиваюсь: у меня есть пара вариантов, но в крайнем случае устроюсь куда-нибудь в общепит. Я бы хотела снимать квартиру с друзьями, но пока планирую жить с родителями.
Я не знаю, чем бы хотела заниматься в жизни. У меня есть интерес к иностранным языкам, работе с общественностью, к телевидению и режиссуре. Возможно, за год я определюсь со специальностью, найду вуз, подготовлюсь к ЕГЭ и если меня всё будет устраивать и я буду к этому готова, то поступлю в университет. В любом случае я сделаю это, когда буду уверена, что учёба мне нужна.
«Я почувствовала себя марионеткой»
Десятый класс я встретила в ужасном состоянии: я перевелась в другую школу, а в конце лета умер друг, с которым мы общались в интернете. Весь год мне было тяжело, а в одиннадцатом классе стало ещё хуже — появились суицидальные мысли. Начались проблемы: некоторые учителя не понимали, почему я такая неразговорчивая, а я тем временем стала пропускать уроки. В итоге я совсем забила на учёбу и подготовку к экзаменам.
К тому же мы постоянно ссорились с матерью. Это началось с того момента, когда я решила перестать ходить на танцы. Я занималась ими около десяти лет, но никогда их не любила. Тем более, часто на репетициях другие ребята унижали меня. Самый болезненный случай — мальчики бросили мне в лицо потное полотенце и вся группа начала смеяться.
Моя мать была категорически против того, чтобы я бросала занятия: ведь она любит смотреть, как я танцую. В тот момент мне стало по-настоящему обидно, потому что я почувствовала себя марионеткой. Наверное, именно тогда я поняла, что не буду терпеть и начну следовать своим желаниям. Со мной на неделю перестали разговаривать, перестали готовить мне еду. Но я восприняла это скорее как отдых.
Из-за моего психологического состояния я прекратила общение со многими людьми, много спала, часто просто лежала в кровати. Родителям это не нравилось. Они считали, что я просто ленивая, и каждый день говорили мне, что я должна стараться, иначе буду работать кассиром в магазине возле дома. Один раз я не выдержала и рассказала о том, что чувствую. И, кажется, меня поняли.
Но длилось это недолго. Иногда родители всё же предлагают мне профессии, которые могут мне понравиться, и обещают помочь, а иногда откровенно давят на меня. Они всё ещё надеются, что я поступлю хоть куда-то; им уже даже неважно куда. Когда в нашим ссорах я прошу их аргументировать свою позицию, они не отвечают ничего конкретного.
В России, на мой взгляд, образование очень отстаёт от современного мира: оно сосредоточено на зубрёжке информации, которую можно в любой момент взять из интернета. Думаю, гораздо ценнее умение пользоваться этой информацией. Поэтому не считаю, что высшее образование играет большую роль в нашей жизни.
Обычно люди очень удивляются, когда говоришь, что не собираешься никуда поступать. Выпускники часто обсуждают выбор друг друга, а когда дело доходит до тех, кто ничего не выбрал, сразу же признают этого человека глупым. Думаю, наши люди просто привыкли так жить. Но уверена, скоро мой выбор тоже будет считаться нормой.
У меня нет чётких планов на будущее. Скорее всего, найду какую-то работу. Я занимаюсь вокалом, мне это интересно, так что я продолжу и попробую себя в других творческих направлениях. Была мысль о том, чтобы написать песню и собрать небольшую музыкальную группу, но пока это только мечты.
Вполне возможно, через год я поступлю в университет, всё может случиться. Но в любом случае я хочу жить в своё удовольствие.
«Хочет девушка быть бариста или мастерицей по окраске волос, зачем ей для этого высшее образование? Ради галочки? Непонятно»
В будущем я хочу стать колористом, и эта работа не требует высшего образования, так что учиться в университете мне незачем. У меня большие планы: я собираюсь съезжать на съёмное жильё, потому что не могу продолжать жить с токсичными родственниками, и на это понадобятся деньги. Я планирую работать и вряд ли смогу совмещать дела с учёбой. Так ведь совсем не останется свободы и времени для себя.
Абсолютно все мои знакомые собираются в вузы, никто не рассматривает вариант так называемого Gap Year (перерыв длиною в год, который выпускники школ берут перед поступлением в университет. — Прим. ред.).
Родители совсем не принимают моё решение. Их единственный аргумент: так никто не делает: «Все же поступают! Вот твоя подруга поступает, а ты почему нет?! А как же образование?!». Старшее поколение почему-то уверено, что я без высшего образования не заработаю ни копейки.
Но я не считаю, что в современном мире с его разнообразием работ обязательно иметь вышку. Хочет девушка быть бариста или мастерицей по окраске волос, зачем ей для этого высшее образование? Ради галочки? Непонятно.
Искать работу после окончания школы мне не надо: я уже около года работаю переводчиком-редактором на одну компанию. Правда, там нестабильный и небольшой заработок, так как мне не доверяют серьёзные задачи. Поэтому я нашла кофейню, в которой буду подрабатывать после получения аттестата. Ну а после того, как мне исполнится 18 лет, я планирую пойти подмастерьем к мастеру-колористу.
Я хочу зарабатывать на жизнь тем, что мне нравится, — красить чужие волосы в яркие цвета, наблюдая, как твоя работа полностью меняет имидж человека, или готовить вкусный кофе, который я обожаю. Звучит как мечта!
❤️ Статьи, которые поддержат
Боюсь, что не поступлю
Вопрос психологам
Спрашивает: Аня
Категория вопроса: Страхи и фобии
Здравствуйте. Вся проблема заключается в том, что я боюсь не поступить в техникум. В ВУЗ я пока что не поступлю, так как финансы не позволяют. Я сейчас учусь в 10 классе и постоянно у меня возникают мысли о поступлении. Я хочу после техникума поступить в ВУЗ. Но меня пугает Внешнее Независимое Оценивание, я боюсь что у меня не выдержат нервы и я разволнуюсь на экзамене и всё. Вся моя жизнь пойдёт. Я учусь хорошо, но не отличница. Недавно я сильно погругалась с учительницей. Я чётко определилась со своей будущей профессией, и для меня это самое главное стать тем, кем я хочу. Я боюсь, что не поступлю на бюджет. Я часто читаю биографии известных людей и среди них есть мой кумир. Но бывает очень тошно на душе, что у меня нет талантов. Мне нравится петь,но у меня нет слуха. Если бы были деньги, я бы ходила на вокальные кружки и развивала бы свой талант. Ноу меня Слава Господу есть один талант который связаный с моей будущей профессией. Если вы откликнитесь я вам все ещё подробнее раскажу. Я гумманитарий и к точным наукам я мало склонна. Я можно даже сказать творческая личность. Мне нравятся успешные люди и я сама хочу стать такой. Я не хочу стать нищей чтобы меня потом назвали неудачницей. Иногда мне кажется что фортуна обходит меня стороной. Я никогда не показыаю своих эмоций. Если грущу то вдали от всех. Скоро весна и все расслабились и я наверное тоже. В последнее время мне стало тяжело учится. Учеба как бы душит я устала от всего, мне хочется хотя бы 2 месяца отдохнуть нервы уже не выдерживают я стала через чур раздражительной. А летом прийдётся готовится к экзаменам, помогать родителям мне кажется я всего этого не выдержу. Помогите мне пожалуйста, я снова хочу обрести душевную гармонию и со спокойствием учится.
Я все завалил: что делать, если не получилось поступить
1. Не расстраиваться
Люди ошибаются — это нормально. Жизнь состоит не только из череды достижений. Пожалуй, у каждого человека найдется примерно одинаковое количество побед и фиаско. Все дело в том, как вы преодолеваете трудности, с которыми взрослым приходится сталкиваться ежедневно. Одна неудача не делает никого «лузером» или «изгоем». Поступили вы или не поступили в вуз — ваше личное дело, и каждый человек сам кузнец своего счастья.
Другой пример — Джоан Роулинг. В 2008 году автор серии книг о Гарри Поттере выступила перед студентами Гарвардского университета, в которой рассказала всю правду о том, как сильно неудачи повлияли на ее самосознание.
«Неудачи помогли мне избавиться от неважного — я перестала притворяться кем-то, кем не являюсь, и направила энергию на единственное дело, которое имело для меня значение. каменное Дно, которого я достигла, стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь». Джоан Роулинг
Ее слова подтверждает психолог и профессор Нью-Йоркского университета Джонатан Хайдт. «Людям нужны невзгоды, неудачи и даже травмы, чтобы достичь высочайшего уровня силы, самореализации и личностного развития», — пишет он в своей книге «The Happiness Hypothesis» («Гипотеза счастья»).
2. Взять себя в руки
Согласно недавнему исследованию, опубликованному в Journal of Consumer Research, самопринятие — самая эффективная стратегия в борьба с неудачами. Восприятие себя таким, какой вы есть, со всеми вашими достоинствами и недостатками, намного упрощает процесс переживания неудач. Психологи также считают, что это одна из черт зрелой личности.
Если вы сможете принять то, что не поступили в университет, просто как факт, это станет первой ступенью к самопринятию и взрослению. Прекратить себя ругать может быть тяжело, но подумайте: насколько это результативно? От того, что вы лишний раз себя проклянете, ничего не изменится. А вот если прекратите страдать и наметите для себя план действий на ближайшие несколько месяцев — вполне вероятно, что да, пусть не сразу.
3. Поговорить с близкими людьми
Самые близкие люди для любого молодого человека — его родители. Не надо бояться с ними поговорить по душам. Ругать вас уже вряд ли будут, так как словами ситуацию никак изменить нельзя, да и зачем к ней возвращаться и вновь и вновь обсуждать ее — это бесполезно. Ваши мама и папа всегда могут что-то подсказать и помочь, так как искренне любят вас. Семья на то и создана, чтобы в случае чего быть надежным тылом и опорой. Вместе вы сможете придумать, что вам делать дальше.
4. Подать документы в колледж
После колледжа можно поступать в вуз на то же направление, которое вы изучали ранее. В этом случае сдавать ЕГЭ вам не понадобится, зачисление на 1 курс будет происходить по результатам вступительных испытаний университета. А после того, как вы станете студентом, есть возможность перейти на сокращенное обучение.
При выборе колледжа рекомендуем обращать внимание на отзывы учащихся и выпускников, не стесняйтесь поговорить с ними. В большинстве случаев вам подробно расскажут о достоинствах и недостатках той или иной организации. О жизни в ней можно также узнать на днях открытых дверей или в ее группах в социальных сетях. Не бойтесь задавать вопросы и уточнять необходимую для вас информацию, вроде наличия студенческой газеты или организации практики — это поможет определиться с выбором.
5. Пойти в армию
Если юноше исполнилось 18 лет, а он не является студентом образовательной организации, предоставляющей отсрочку, и у него нет противопоказаний по здоровью или других причин, предоставляющих освобождение от службы, то от армии никуда не уйти. В этой ситуации не стоит заранее настраивать молодого человека на то, что жизнь радикально изменится, а детство осталось далеко позади. Пусть он сам придет к такому выводу после того, как пообщается с теми, кто служит, или уже отслужил. Это поможет призывнику составить собственную картину и морально подготовиться к новым обязанностям.
6. Поехать в другую страну
На Западе многие будущие абитуриенты охотно берут так называемый gap year («год перерыва»), чтобы отдохнуть от учебы и попутешествовать (как правило, они занимаются волонтерством). Считается, что это позволяет узнать больше об окружающем мире, повзрослеть и начать более осознанно относиться к получению образования. В России так поступает лишь очень небольшой процент молодых людей, которые хорошо знают английский язык и склонны к авантюризму. Кроме того, вряд ли родители будут счастливы, если их сын или дочь вдруг захотят поработать официантом в исландском ресторане или собирать хлопок в ЮАР. Но кто сказал, что так нужно делать на протяжении длительного периода времени? Даже одна поездка способна изменить ваше мировоззрение и расширить горизонты восприятия. Хорошо, если финансовая ситуация позволяет вам просто так поехать за границу. Но если у вас такой возможности нет, ничего страшного, ведь сейчас так много вариантов волонтерства или временной работы за рубежом. Не поленитесь только изучить условия предложения, а также особенности конкретной страны — климат, культуру, законодательство.
7. Саморазвиваться
Если вы не поступили в вуз, это еще не означает, что свое вы уже отучились. Жизнь широка и полна возможностей, которые надо только уметь видеть, а ставить перед собой цели, узнавать новое и развиваться — вот что по-настоящему замечательно. Кроме того, это поможет вам расти в профессиональном плане. Читайте книги, на которые не было времени из-за подготовки к ЕГЭ, посещайте лекции и разговорные клубы, пройдите несколько онлайн-курсов (сейчас есть много бесплатных вариантов), знакомьтесь с интересными людьми, которые наверняка с удовольствием поделятся с вами опытом, поменьше грустите и побольше думайте о том, что весь мир открыт перед вами.
8. Работать
Никто не мешает совмещать саморазвитие и наемный труд. Тем более, если у вас будет хороший стаж, вы вырастете в глазах работодателя и без диплома о высшем образовании. Понятно, что новичка возьмут только на позиции, не требующие высокой квалификации, но даже великие люди начинали с азов. Да и любая подобная позиция — шанс получить первый трудовой опыт и стать более независимым от родителей в финансовом плане. Будучи официантом, промоутером или, скажем, специалистом call-центра, вы вряд ли сможете позволить себе купить последнюю модель самого навороченного смартфона, но обзавестись карманными деньгами или накопить на недорогую поездку или курсы вполне реально. А дальше, если вы хорошо себя проявите, не за горами и повышение.
9. Попробовать поступить в следующем году
Нельзя отрицать тот факт, что для некоторых работодателей очень важно, есть ли у вас высшее образование или нет. Да и родители тоже порой бывают крайне настойчивы в том, чтобы их сын или дочь поступил в вуз. Что же делать в такой ситуации? Подумайте о том, кем бы вы хотели работать и что для этого нужно. Почитайте биографии людей, ставших успешными в этой отрасли, задайте вопросы состоявшимся специалистам на форумах или в соцсетях. Есть ли у них высшее образование? Если да, то какое? Если вы понимаете, что без университета никак не обойтись, начинайте заранее готовиться к ЕГЭ и не паникуйте. Возможно вы не поверите, но проходить вступительные испытания во второй раз гораздо проще и не так волнительно, как сразу же после 11 класса. У вас уже есть опыт неудачи, который подсказывает вам, что жизнь не так сильно зависит от результатов экзаменов, и всегда есть альтернативы. Главное — никогда не отчаиваться и не опускать руки.