Боюсь что на меня обидятся

Хитрые советы которые вас избавят от страха обидеть человека

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Очень часто мы впадаем в глубокую зависимость не только от мнения человека, но и от чувства, направленного на оберегание эмоций других людей.

Доводилось ли вам отказываться от своих намерений, только потому что вы переживали из-за реакции близких, коллег или вышестоящего руководства?

Вам хотелось высказать всю правду матку, но потом, мозг давал команду: «Отбой, бро, тише-тише…». Страх обидеть человека — довольно хитрое явление, что доставляет в нашей жизни множество хлопот.

Тема моего сегодняшнего материала, граничит с проблематикой восприятия слова «нет». В тот момент, когда вы четко и ясно осознаете возможность отстаивания своего права, мнения и способность отбросить в сторону попытки оправдываться за каждое действие — дышать станет легче.

Случается так, что боязнь причинить боль, блокирует все здравые посылы собственной реализации. А когда некто важный, входит в круг вашего близкого окружения, то ситуация усугубляется до размеров пушистого зверька под названием писец.

Например, в случае, когда родные навязывают вам свою картину виденья тех или иных обстоятельств, вместо того, что бы аргументировано представить вашу линию мышления, мы пасуем и сдаем назад. Почему? Да потому, что не хочется идти на рожон. Или быть может потому, что вы заботитесь о чувствах дорогих вам сердцу людей?

В любом случае, подобные отношения и взаимодействия, учат нас одному: забудьте о своих эмоциях и подавляйте собственное мнение только потому, что у других уж больно тонкая натура. Но правильный ли это подход?

Я подготовила несколько занятных советов, позволяющих принять иной исход событий и попробовать отыскать «золотую середину» в коммуникации с другими, двуногими существами.

Масштаб проблемы

Для начала давай проясним, действительно ли для тебя актуальны ситуации, когда ты напрягаешься и мысли лихорадочно смешиваются в порочный круг: «Вот опять меня о чем-то попросят, а я этого не хочу. Что делать? Какой повод придумать, чтобы от меня отстали, и сохранить при этом видимость хороших отношений?» Как в старой поговорке: и волки сыты, и овцы целы. Только такой исход дела стоит именно тебе (ты же заморачиваешься по этому поводу!) огромного количества энергии. Придумывать оправдания и выискивать компромиссы не так-то просто. Если твой ответ утвердительный и тебя это беспокоит, продолжаем.

Волшебное слово «нет»

Когда в детстве нас учили волшебным словам, которые открывают все двери и при этом ничего тебе не стоят (например, «спасибо», «пожалуйста», «извините»), родители явно забыли добавить в этот набор юной феи еще одно слово – «нет». Сколько бы всего можно было сделать в то время, которое ты провела в сомнительных арт-местах с подругой или на посиделках после работы с малоинтересными коллегами.

Сколько денег можно было бы сэкономить, удержавшись от ненужной покупки второй пары сапог по акции напополам с кем-нибудь за компанию или не пустившись в совместный шопинг. Сколько здоровья можно было сберечь, отказавшись от еще одного коктейля/кальяна/похода в фастфуд по инициативе значимого для тебя человека: «Буду травиться вместе с ним, зато ему не в чем будет меня упрекнуть». Смешной мотив, не правда ли? Смешной до тех пор, пока ты в самом деле не сталкиваешься с подобным предложением. И тут приходится выбирать между принципами и легкостью бытия.

Откуда взялся «православный non-fiction»

В 90-е годы и даже сейчас встречаются «руководства к исповеди», где расписаны с невозможной тщательностью грехи, типа «плевал на крестик в раковине», «носил обувь с крестами на подошвах» — люди ведь такие страхи не сами придумали. Откуда берутся подобные страхи и «списки грехов»?

— В 90-е годы у нас был уникальный период всеобщего неофитства. Огромные массы людей вдруг осознали свою принадлежность к Церкви, увидели, правильно или не очень, Христа.

И возникла ситуация, когда неофит-священник учил неофита-прихожанина. Это привело к расцвету «православного non-fiction».

В своё время на кафедре теологии, где я учился, была в ходу (для критического обсуждения) книга «Лекарство от греха», адресованная, по словам автора, «преимущественно для духовно больных женщин». Почему «духовно больные мужчины» не входили в поле зрения автора, сказать не берусь.

В книге этой были огромные списки очень странных «грехов»: «воровала яйца», «грозила кулаком», «ходила в магазин после храма». Особо о.

Сейчас в целом лучше с образованием пастырей и мирян, появились разные полезные сайты, духовная литература, налажены каналы духовного просвещения. В итоге ситуация «духовного безрыбья», помноженного на отсутствие вкуса (который в 90-е мало у кого был), себя исчерпала. Но остался для появления чудных грехов и страхов второй фактор.

Сила проекции

Часто мы думаем, что человек обидится на нас, хотя можем и ошибаться. Или, даже если так, мы представляем себе, как это ужасно отразится на наших с ним отношениях. Это и называется проецированием, когда мы приписываем другим людям свои чувства и возможные способы реакции. Совсем не обязательно, что ты и впрямь обидишь отказом. Развеять ложные представления можно, поделившись со второй стороной своими предположениями. Как правило, всегда есть запасной вариант, и не стоит считать, что без тебя «кина не будет». Ну, откажешься ты это сделать, найдется кто-то другой.

Если дурацкие страхи замучили

Боюсь что на меня обидятся. Смотреть фото Боюсь что на меня обидятся. Смотреть картинку Боюсь что на меня обидятся. Картинка про Боюсь что на меня обидятся. Фото Боюсь что на меня обидятся

— Что делать людям, у которых стремление к духовным коридорам сочетается с искренним страхом «оскорбить Бога» и приобретает форму, близкую к религиозному неврозу? Человек может даже в этом исповедаться, но ему не помогает.

— Сначала надо убедиться, что человек сам видит эту проблему. И если он готов с этим работать, со временем она пройдет.

Еще хорошо иногда не только приходить на исповедь со списком грехов. Время от времени любому христианину, независимо от его конкретных духовных проблем, хорошо бы встречаться со священником для духовного разговора вне церковной службы:

— А я слышал о такой проблеме, что об этом думаете вы? А я прочитал в духовной книге вот такое, что об этом думаете вы? И именно в диалоге возможно движение к какой-то работе. Скорее всего, какой-то сдвиг произойдёт не сразу, и то, что человек приходит к священнику с одной и той же проблемой несколько раз — нормально.

— А если не помогает рационализация: человек может все понимать, а страх остается.

— Да, есть целый ряд вопросов, которые не сводятся только к духовной жизни.

И страх что-то нарушить и прогневать Бога тоже может быть завязан на обсессивно-компульсивный синдром, когда человек постоянно волнуется, его одолевают навязчивые мысли, или на невроз.

И тогда природа (не содержание) таких страхов может ничем не отличаться от навязчивого страха забыть выключить дома плиту.

Если человек сам радикально с такими страхами не справляется, а страхи эти его беспокоят, может, даже мешают жить, то пообщаться с трезвомыслящим православным психологом, способным отделить здесь духовное от психологического – было бы Соломоновым решением.

Всем не угодишь

И снова про границы

К сожалению, проблема умения отстаивать свои личностные границы оказывается очень сложной для многих из нас. Это неумение защитить свою территорию, когда человек навязывает тебе свое общество, требует от тебя то, чего тебе не хочется делать. И приходится гнуться, балансируя между своим недовольством и отношениями с людьми, которым абсолютно плевать, комфортно тебе или нет. Ведь главное, что им тепло и удобно сидеть на твоей шее. Можешь визуализировать эту картинку, когда в очередной раз согласишься на что-то ненужное/неприятное для тебя. Любопытно, что мы часто находимся в близких отношениях с теми, кто не чувствует, что доставляет нам неприятности. Кстати, они первыми начнут обвинять тебя в безразличии и черствости, если ты начнешь прогонять их из своих владений.

Обида – это наше восприятие жизни

Боюсь что на меня обидятся. Смотреть фото Боюсь что на меня обидятся. Смотреть картинку Боюсь что на меня обидятся. Картинка про Боюсь что на меня обидятся. Фото Боюсь что на меня обидятся

Для того чтобы суметь отказаться от такой иллюзии, как обида, каждому из нас необходимо осознать, каковы на самом деле причины такого чувства.

Те люди, которые живут с определенной обидой, не способны ощутить полноценного счастья, так как их постоянно гложет, по сути, само надуманное чувство.

Обида – это чувство, которое мешает нам быть счастливыми и заставляет чувствовать себя хуже.

Всем нам нужно просто перестать обижаться. Душа человека безгранична и по своей природе чиста и глубока. Каждый человек сам определяет, какие чувства ему пережить, и что чувствовать.

Ваша душа может терзаться сомнениями и болеть от обиды, или же избавиться от нее и начать радоваться и дарить чувство легкости и счастья. Все это вы можете определить сами, только по вашему желанию все будет так, как человек сам вообразит. Конечно, это возможно лишь при условии, что вы взрослый и осознанный человек.

Рациональный подход

Лучший способ избавиться от страха обидеть других своими поступками и поведением – примириться с собой. Тогда ты не станешь оправдываться и идти на уступки, пытаясь загладить свою эфемерную вину. Все тревоги рассеются, если ты будешь уверена в своей правоте. И твое желание выспаться или провести выходные, как тебе хочется, заслуживает такого же уважения, как и претензии окружающих на твое время. Любовь к себе начинается с бережного отношения к своим потребностям и чувствам. Научись заботиться о себе, и приятным бонусом к избавлению от страха кого-то обидеть добавится заботливое отношение окружающих к тебе.

«Я не заявляю о себе, о своих чувствах и потребностях потому, что боюсь ранить другого»

– довольно распространенная проблема, уходящая корнями, как правило, в детство, когда ребенка назначали ответственным за чувства взрослых.

«Ты плохо себя ведешь и расстраиваешь маму»; «Ты довел бабушку до сердечного приступа»; «Из-за тебя у папы нервный срыв».

Я бы не оценивала правильность или неправильность позиции «боюсь обидеть», а рассмотрела бы ее с точки зрения гибкости и уместности.

Действительно, существует такая дилемма: с одной стороны, можно случайно ранить человека, а с другой, бережность к другим заставляет убирать из контакта себя, иногда полностью.

Думаю, что эта позиция оправдана в случаях, когда другой заведомо слабее. Ранить словом или действием можно того, кто полностью зависит от меня — ребенка, престарелых недееспособных родителей; того, кто доверил мне свою тайну, боль, трудность и поэтому сейчас беззащитен передо мной; того, с кем мы в неравных позициях (учитель – ученик, например). Тут действительно иногда лучшим вариантом бывает сдержаться и оставить какую-то свою правду и какие-то свои чувства при себе.

Но в случае со взрослыми, дееспособными, сильными, «ресурсными», равными мне людьми – всегда ли есть смысл их уберегать, пряча собственные чувства, свою точку зрения, которая может не понравиться другому, задеть его? Излишняя бережность, которую мы проявляем к чувствам других, зачастую оказывается лишней, атавизмом — это как продолжать упорно носить на руках ребенка, который уже может ходить.

Старый паттерн из детства негибок: никогда нельзя говорить о себе то, что может не понравиться другому. А если сказал – то виноват, ранил, обидел, задел.

Но всегда ли есть реальная вина?

Мы часто путаем, сливаем в одно понятие бережного и уважительного отношения. Каждый достоин уважения – да. А вот отношение осторожное и бережное до такой степени, чтобы отодвинуть себя ради другого

– нужно не каждому и не всегда.
Обычно, напротив, оно вредит отношениям, лишая их жизни, правды, энергии.
Да, иногда наши реакции могут ранить кого-то, попадать в больные места. Взаимодействуя, мы не застрахованы от таких случайных взаимных ранений. Это грустно, но это реальность. Как бы тщательно мы ни соблюдали правила движения, на дороге всегда есть риск аварии. Когда мы действительно задеваем, обижаем, раним близких – это печально, и конечно, мы сожалеем и просим прощения.

Но важно помнить, что если мы высказываем свою позицию уважительно, если говорим о своих чувствах (может, действительно неприятных собеседнику: «я на тебя злюсь», «мне не нравится твое поведение, твои слова», «я не согласна» и даже «я тебя не люблю») – это не может разрушить другого.

Да, внесение в контакт себя, заявление о себе и своих реальных нуждах порой может повлиять на отношения так, что они исчерпают себя, завершатся. Но если сохранение отношений становится важнее, чем настоящие, живые люди, участвующие в этих отношениях, – это скорее говорит о зависимости от отношений, чем об их ценности. И далеко не всегда заявление о своих потребностях, пусть и не очень удобных для партнера, грозит разрушением (или завершением) отношений.

Когда мы слишком заботимся о чувствах другого (взрослого, самостоятельного, дееспособного, не зависящего от нас человека), под этим кроется и такая коварная вещь: мы можем не видеть реального другого, его действительные способности и нужды.

Правда ли он нуждается в моей силе сейчас? В том, чтобы я отказалась от себя и взяла себя в руки, задвинув свои чувства подальше? Правда ли ему так трудно вынести мои чувства? Или он примет их с интересом и будет благодарен, что отношения стали яснее, полнее, честнее?

Излишняя забота бывает иногда способом почувствовать себя сильнее, важнее, выносливее, умнее и тем самым неосознанно словно «принизить» партнера, назначить его на роль слабого, опекаемого – на роль ребенка. И скрытый от нас самих смысл этого в том, что мы заботимся на самом деле не о партнере, а о себе – своем «внутреннем ребенке», когда-то обиженном и не утешенном, перегруженном непосильной ответственностью за чувства и даже за жизнь, здоровье, благополучие взрослых. О своей раненной детской части.

Очень часто этот же паттерн («никогда нельзя говорить о себе то, что может не понравиться другому») воспроизводится в терапии и мешает клиенту работать с психологом.

Бывает, что клиент ощущает вину перед психологом за агрессивные чувства и скрывает свои негативные реакции, боясь обидеть. Несмотря на то что психолог сам просит о них не умалчивать, поскольку они очень важны для работы.

Когда самому трудно, а надо еще и заботиться о том, как это воспримет психолог, что он подумает, не поранится ли моими чувствами, моей агрессией, – наступает ступор и кажется, что это замкнутый круг и работать невозможно: вроде приходишь к психологу с проблемой «боюсь обидеть других», и психолога тоже начинаешь бояться обидеть…

Но, как ни странно, это очень ценный момент в работе, и в нем как раз и скрыт выход из замкнутого круга.

Этот момент обязательно стоит обсудить со специалистом, такое совместное обсуждение многое может дать и прояснить.

Итак, люди, которых с детства нагрузили виной, часто переоценивают ранение другого (переоценивают из-за собственной раненности, своей резонирующей боли) и недооценивают способность другого справляться с чувствами, пережить задетость, обиду, встретиться с правдой в отношениях, вынести эту правду и остаться в отношениях.

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе — даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять — чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот — у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия

Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.

Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы — лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

ЗА К
АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

Психосоматические заболевания (так будет корректней) — это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины.
психологические причины — это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.
Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

Греховный атавизм

Боюсь что на меня обидятся. Смотреть фото Боюсь что на меня обидятся. Смотреть картинку Боюсь что на меня обидятся. Картинка про Боюсь что на меня обидятся. Фото Боюсь что на меня обидятся

Иерей Александр Сатомский. Фото: Facebook

В своё время мученица Мария Скобцова в сочинении «Типы религиозной жизни» среди прочих называла так называемый «уставщический» тип. Конечно, мать Мария больше говорила об отношении к богослужению, но отмеченный ею принцип применим и к христианской жизни в целом.

Тексты в стиле «Лекарства от греха» до сих пор живы и популярны, потому что у них есть читатель. Но откуда этот спрос берется?

Евангельские и апостольские тексты непросты, там все время нужно творческое напряжение совести – как ту или иную заповедь приложить к конкретной ситуации, отношениям.

потому и популярны заповеди «в стиле» Ветхого Завета – они линейны, однозначны и запретительны. Они создают своего рода «духовный забор», за которым всё кажется правильно, понятно, а главное — однозначно богоспасаемо.

Это – «ветхозаветный» подход в плохом смысле этого слова, этакая «ограда Торы», которая спасает тебя от всего, просто перечисляя то, чего ты не делаешь.

В иудаизме Ветхий Завет породил Галаху – совокупность правил, где каждая иудейская заповедь расписана ещё более подробно, с огромным количеством конкретизаций, уточнений, с рассмотрением в разных обстоятельствах. Такие «заповеди на заповедь».

Супердетализацией правил жизни человек хочет бессознательно сказать, что он верит-верит, а на самом деле просто убегает от свободы верить в Живого Бога, от веры как творческого риска.

Но «ветхозаветная» закваска, такая «галаха» есть и в христианах, и это может не всегда зависеть от образованности в вопросах веры. Она идет из нашей глубины – как атавизм, ошибка, неправильное понимание своей веры, и, конечно, страх свободы.

Источник

Схема проработки обиды: из чего состоит обида, зачем нужна и как справиться с ней самостоятельно

Обиду чаще всего человек скрывает не только от других, но и от себя. Обижаться стыдно и неловко. Ведь все знают: обиды надо прощать. Ну конечно, ведь на обиженных воду возят, обижаются только глупцы. Зрелый, разумный человек никаких обид ни к кому не предъявляет, не испытывает даже таких чувств. А кто (пока что ещё) обиду испытывает — пройдите эзотерический курс «Прости себя и других» и научитесь желать добра всем обидчикам. Ну, это если верить инстаграму.

Религия тоже призывает «прощать врагов» и молиться за них. Дескать, не ведают они, что творят, нужно быть выше этого и не держать камень за пазухой.Поэтому человек, испытывающий обиду, скорее всего дополнительно будет ещё переживать немножечко неловкости и стыда: как же это я так, нельзя обижаться, экий я неправильный. Незрелый, недуховный, недобрый. И, чаще всего, будет скрывать своё чувство не только от других, но и от себя. И не скажет психологу прямо: вот, мне обидно. А скорее всего будет доказывать: вот это и это — было неправильно, не по-справедливости. Вот этот и тот поступили со мной нехорошо, нечестно, не по-совести

Вместо того, чтобы просто и честно сказать: «Мне обидно».

Что же такое — обида?

Это сложное чувство, состоит оно из, как минимум, двух элементов:

1. Слияния с другим человеком

2. И нарушенных ожиданий (от другого человека ожидалось иного поведения или чувств)

То есть, хочется, чтобы другой человек свои чувства и действия поменял. И при этом желание не выражается прямо, в активной или агрессивной форме.

Запутанно звучит? Сейчас поясню.

Зачем люди обижаются

Чувство обиды таково, что его испытывают только к тому, кто близок, кому хоть в чём-то доверял и чего-то от него ожидал. Невозможно обидеться на постороннего или чужого: продавщицу в магазине, дворника, попутчика в вагоне метро. Они вам никто, вас с ними ничего не связывает. Вы не ждёте от чужих неважных вам людей ничего, кроме обычной стандартной вежливости. Как только возникает обида, то понятно, что от другого человека я чего-то ожидал, другой не оправдал моих ожиданий, и я на это — обиделся.

* Я думала, что мне выпишут премию, а меня обошли! Я так старалась, так много вложила в проект, а никто этого не заметил. А Иванову премию дали…

* Я так много делаю по дому: убираюсь, готовлю, мою, глажу, протираю — а все это воспринимают как должное. А я человек, а не гибрид посудомойки и пылесоса.

* Муж воспринимает меня как нечто само собой разумеющееся. Никогда ни цветочка не подарит, ни доброго слова не скажет. Как будто я пустое место.

* Подруга мало уделяет времени, не желает общаться со мной, гулять, разговаривать, сидеть в кафе… Ей больше нравится торчать дома и смотреть свои тупые сериалы. Или гулять с Машкой, ещё одной подругой. С Машкой ей интересно, а на меня совсем наплевать.

* Выросшие дети редко заходят к родителям. А как зайдут — посидят часик, и бежать. Не пообедают толком (а бабушка старалась, готовила), не побудут подольше. Не любят, не ценят, не заботятся.

* Родители всегда были со мной жестоки. Они не воспринимали меня, как личность, не привили мне чувства собственной ценности, подавляли мои инициативы и не развивали мои таланты. Теперь я ничего не могу достичь в жизни и прозябаю на глупой нелюбимой работе.

* Как он мог? Не ожидали от него такого поведения…

* Обида на весь мир: почему одним всё, а другим ничего? Почему одни могут есть и не толстеть, а я считаю калории, как ненормальная? Почему кто-то имеет обеспеченных и любящих родителей и все блага с рождения, а я должен вкалывать, как ишак, чтобы просто не сдохнуть с голода?

Видите? Во всех этих ситуациях другие люди делают что-то не то, или чувствуют что-то не то. Я хочу, чтобы он поступал вот так и вот так, чтобы чувствовал ко мне вот то и это. А он делает не так (необязательно мне во вред — просто что сам считает правильным, то и творит). И меня не ценит, не любит, не уважает — а я так этого хочу!То есть, я обижаюсь, когда близкий мне человек делает что-то не то, чего я от него ждал и чувствует что-то не так, как я бы хотел. Недодаёт мне чего-то. Не соответствует моим представлениям о том, как всё должно твориться в мире.При этом важно: другой человек — близкий и чем-то мне дорог. Я не могу позволить себе жестоко с ним обойтись, выкинуть его из жизни. Нахами мне та же посторонняя продавщица — уж я поставлю эту негодяйку на место. Проигнорируй меня сотрудник госучреждения — я разозлюсь, могу наговорить агрессивных злых вещей или попытаться ему насолить (жалобой его начальству, например). А вот если проигнорирует меня моя мама или друг — мне будет обидно. Они важные для меня люди, я жду, что и я буду для них важен!

И что же делают обиженные? Правильно! Нет, не воду возят — они дуют губы, хмурятся, дефилируют перед обидчиком с мрачным видом и всячески демонстрируют: «Ну спроси меня, спроси, на что я обиделся! Давай, спрашивай» Зачем? Чего они добиваются?

Они хотят, чтобы другой человек свои чувства или действия изменил. И в надутых губах, понурых плечах, во взглядах исподлобья читается послание: «Мне не нравится, что ты делаешь. Я хочу, чтобы ты изменился. Чтобы дал мне больше того, на что рассчитываю я. Но скандалить и выбивать желаемое — почему-то для меня опасно. Чревато разрывом и полным расставанием. А это страшно и не хочется. Поэтому я буду молча и ненапрямую показывать, что мне плохо: ходить, надувая губы, делая печальный вид и изображая страдания. Если я тебе важен (а я надеюсь, что важен!), ты всё исправишь. Ты будешь чувствовать то, что я хочу и поступишь со мной так, как мне нужно».

Срабатывает ли это? Не всегда, конечно же.

Обида — это заблокированная прямая агрессия

Понимаете, обида — всегда удел слабого. Того, кто находится в отношениях слияния и не в состоянии их них выйти (не может, не хочет, боится и т.п.). В слиянии любое разногласие всегда чревато ужасным для слиянного последствием — разрывом, уходом и полной утратой отношений с другим человеком. Потерять отношения с тем, с кем ты в слиянии — очень страшно! Это слишком дорогая плата.Но… и действия другого мне не нравятся! Не нравится мне, как ведёт себя другой!

Поэтому обида — очень инфантильное, детское чувство. Ребёнок всегда слаб и всегда очень зависим от взрослого (по определению). Но чувства и эмоции у детей очень сильные и яркие! Поэтому ребёнок часто обижается: мама не сырники сготовила на завтрак, а блины — обида. Маша из детсадовской группы не хочет со мной играть, не делится куклами — обида. Папа обещал пойти в выходные в зоопарк, но не смог, вызвали на работу — обида! А что может сделать ребёнок, в самом деле? У него нет ни возможностей самому нажарить сырников (пока не умеет), самому купить билет в зоопарк (денег нет, и в одиночку в транспорт не пустят). И на поведение коварной, хотя и обаятельной Маши повлиять нет никакой возможности. Можно только надувать губы и показывать, как ситуация меня не устраивает.

Взрослый человек сам решает свои проблемы и сам обеспечивает свои потребности. У него есть силы и возможности. А если симпатичная Маша раз за разом игнорит — взрослый понимает: что же, похоже, я ей не так сильно и нравлюсь, как мне казалось. И, похоже, мне нужны другие подружки. То есть, даже и ситуацию с неустраивающими отношениями взрослый может решить самостоятельно.

Ребёнок же слаб и имеет очень мало своих ресурсов. Поэтому он исподволь пытается повлиять на другого. Но так, чтобы не испортить отношения окончательно. Поэтому приходится воздействовать слабо и пассивно. Способами непрямыми и манипулятивными.

Боюсь что на меня обидятся. Смотреть фото Боюсь что на меня обидятся. Смотреть картинку Боюсь что на меня обидятся. Картинка про Боюсь что на меня обидятся. Фото Боюсь что на меня обидятся

* Человек, с которым я в слиянии, мне чего-то недодал (чувств или действий)

* Я страдаю и хочу, чтобы ОН изменился

* Но сказать прямо — мне страшно (есть опасение, что другому не понравится и он уйдет, разорвёт отношения)

* Так что я буду делать непрямые действия. Намекать. Пытаться влиять исподволь. Показывать, насколько я обижен и страдаю.

Поэтому да, обида — удел слабых. Удел пассивных агрессоров, манипуляторов. Людей, которые либо не имеют достаточно своих ресурсов, либо, как это называется у психологов, «не имеют доступа к своим ресурсам» — запретили себе, заблокировали. Руководствуются какими-нибудь нездоровыми установками вроде «нельзя разводиться, не могу оставить ребёнка без отца» или «если меня уволят, я никогда не найду нормальной работы».

Взрослый человек в норме имеет доступ к своей открытой агрессии. Это не всегда означает, что взрослый затеет драку и скандал, если ему что-то не нравится (скорее наоборот). Но это всегда значит, что возникнет не обида, а недовольство, раздражение, злость. Которые, кстати, в норме лучше бы выразить иным, необязательно агрессивным способом. Но если что-то взрослому не нравится, то нормальным чувством будет злость, а не укоризненная обида.

Поэтому если вы «ведётесь» на обиды другого человека — то вы тоже в слиянии. Вам тоже страшен разрыв или вам кажется, что вы имеете огромную власть над другим человеком.

И сын, скрежеща зубами, едет тратить единственный долгожданный выходной, склоняясь над грядками с морковкой и укропом. Если бы взрослый сын отдавал себе отчёт, что для него кажется реальной опасностью «Мама обидится, будет страдать, у неё заболит сердце» или «Папа не будет разговаривать» — он бы понял. что сам в слиянии, что не чувствует себя вправе распоряжаться своими ресурсами и что родительское недовольство представляется ему смертельно опасным и пугающим. («Последствия моих действий будут страшны! Мама погибнет, если я не приеду!»)

А для маленького ребёнка картина болезни и смерти родителей — сильнейший страх, зашитый глубоко в бессознательном.

Ведь человечество в цивилизованных условиях проживает считанные десятки лет, а до того наши предки тысячи и миллионы лет жили в лесах. И тут для маленького детёныша остаться без родительской заботы и попечения — в прямом смысле означало гибель. Поэтому если на вас так легко повлиять чьей-то обидой — это знак некоторой инфантильности, незрелости, и, разумеется, слияния. Ощущение опасения «я не выживу один» (даже если вы взрослый дяденька 42 лет).

То есть, если вы ощущаете обиду — это показатель заблокированной прямой агрессии, непрямого конфликта. Значит, вы в глубине души уверены, что прямо заявить о своих потребностях или потребовать изменить поведение — вам нельзя! Опасно. Страшно. Будут УЖАСНЫЕ последствия (разумеется, в детском инфантильном представлении — ужасные). Грядёт разрыв, расставание, потеря, которые невозможно пережить (в фантазиях разрыв ужасен, конечно же). Поэтому всё, что остаётся — обижаться, манипулировать и пытаться ненапрямую повлиять на другого.

«Отпустить обиду» — значит повзрослеть

И ещё из ключевых характеристик обиды вытекает ещё одно интересное следствие. Раз ОБИДА = СЛИЯНИЕ + НЕПРЯМАЯ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ ДРУГОГО, то это значит:

1. Обижаться на другого — один из способов сохранять связь с другим человеком после расставания и разрыва (например, способ не взрослеть и не проходить сепарацию для выросших детей; способ сохранять незримую связь с бывшим супругом в разводе; способ лелеять мечты о всемогуществе, планируя месть давнему обидчику и т.п.)

2. Отказаться от обиды означает повзрослеть. Тут можно либо выйти из слияния и понять, что у другого могут быть любые свои планы на жизнь, не похожие на мои. Либо попытаться открыто выразить свои потребности, рискуя тем, что уже другой решит разорвать отношения. В любом случае, слияние автоматически разорвётся. Может быть, начнётся открытый конфликт, может — просто разрыв и расставание, но обиды и пассивной агрессии больше не будет.

3. А вот советы «не обижаться» (т.е., не чувствовать свои чувства), «простить обиду» — они про инфантильность. Они призывают выбрать иллюзию слияния и отказаться от своих потребностей и притязаний. Наврать себе «да не больно-то и хотелось» («зелен виноград»). Проигнорировать свои желания, которые у вас есть и которые другой отверг. «Не обижаться» означает выбрать не взрослеть. Вообразить себя сверху и милостиво «простить», то есть позволить другому вести себя так, как он и без того собирался.

4. У сильных и взрослых людей обид не бывает. Бывают разочарование, злость, ярость, конфликт, ссора и много других неприятных эмоций. Но ощущение обиды — признак внезапного приступа инфантильности. Накатывает ощущение, что на другого-то я рассчитывал (а он! как он мог. ). И да, похоже, пора признать, что раз я обиделся — то я чувствую себя слишком слабым, чтобы принудить другого сделать так, как я хочу; поэтому обижаюсь.

Вот и получается: единственный способ справиться с обидой — повзрослеть. Пройти сепарацию. Смириться с фактом, что другие люди, даже самые близкие — не наши клоны и не наши игрушки. Иногда они хотят того, что нам не нравится. Иногда они не испытывают тех чувств, в которых мы нуждаемся (и, возможно, никогда не дадут их нам). И нам надо учиться жить с этим. И, как взрослым людям, самим обеспечивать свои потребности: искать новых друзей, не общаться с теми, кто нас не любит — и общаться с теми, кто любит.Именно это психологи имеют в виду, когда говорят «отпусти свои ожидания» — то есть, откажись от обиды, признай, что другой человек — ДРУГОЙ, он может никаким нашим ожиданиям не удовлетворять. Это может быть грустно и больно, но это реальность. Поэтому надо учиться выживать в таком мире. Отказаться от слияния и сепарироваться.Нет, никто не говорит, что это легко. Да, это опять предложение «нарисовать чёртову сову».

Как проработать обиду

Шаг 1. Для начала — признаться себе в том, что вы обижены.

Даже этот шаг выполнить для очень многих — чрезвычайно трудно. Вместо того, чтобы сказать: «Я чувствую обиду», человек рассказывает, какие негодяи окружающие, как они нехорошо поступили, описывает несправедливости этого мира, сетует на злую судьбу, жалуется. Наглядно демонстрирует, насколько несправедливо с ним обошлись — ведь объективно несправедливо же? Однако в открытую претензий не предъявляет. Только мрачнеет, супится, страдает и жалуется.

Поэтому первым пунктом надо взять на себя ответственность за собственные чувства и сказать: Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОБИЖЕННЫМ.

Отложить в сторону представления о справедливости / несправедливости. Может, другие и имели право так поступать, как они поступили. Но, в любом случае, я обиделся. На них и такое их поведение.

Шаг 2. Назвать вслух свои потребности.

Хотя бы самому себе назвать. И честно. Не так, как обычно: «В этой конторе, где я работаю, повышают только подхалимов и любимчиков» — ну и что? Да, нехорошая контора, а тебя лично почему так задевает заведённый у них порядок? Сформулировать запрос через «Я хочу получить» — опасно и больно. Даже если не начальнику в лицо его озвучить, а хотя бы самому себе вслух назвать. «Я хочу, чтобы мою работу признали ценной и важной, повысили мне зарплату и выдвинули на повышение вместо этой бездарности Иванова» — вот это совсем иначе звучит. Очень прямо — и поэтому довольно агрессивно. А для большинства «привычных обиженцев», как мы помним, стоит запрет на открытое проявление агрессии, поэтому и этот этап выглядит весьма пугающим и опасным. Что, вот прямо так и сказать, прямо о том, чего я хочу? Это нагло, грубо и некультурно. Фи. Давайте лучше порассуждаем об общей несправедливости этого мира и некомпетентности Иванова.

Шаг 3. С позиции взрослого человека принять решение о том, как поступить.

Взрослый человек обычно в курсе, что никто не должен исполнять его личные хотелки, что мир несправедлив, а люди эгоистичны. (Писатель Станислав Ежи Лец дал отличное определение: «Эгоист — это тот, кто думает о себе больше, чем обо мне». С этой точки зрения мир населён одними сплошными эгоистами, кошмар!). Взрослый человек — это тот, кто понимает свои (и чужие) границы и в состоянии взвесить и сопоставить свои и чужие ресурсы. И принять разумное зрелое решение: я борюсь или я смиряюсь. Бороться есть смысл тогда, когда в битве есть шанс победить (ну или цель настолько важна, что за неё не жаль и погибнуть с честью). А смириться и уйти от битвы — когда выигрыш невелик, а ресурсов на борьбу уйдёт больше, чем я могу себе позволить. (Например: «Да, меня в этой фирме не повысят, меня вообще несправедливо, по моему мнению, обходят с должностями и бонусами. Но до следующего года я не могу позволить себе уволиться: я мне ещё ипотеку платить и кредит за маму. Я нуждаюсь в этой зарплате. Поэтому буду вести себя вежливо, сидеть тихо, работать честно и понемножку искать новую работу»). Неприятно? Несправедливо? Ну да, если вы верите в это — то так оно и есть. Но этот мир не обещал вам, что будет соответствовать всем вашим представлениям о справедливости. Увы. Мы можем только выбирать, как жить вот в этих условиях, но не диктовать сами условия.

А дрянных мест работы и неблагодарных друзей — множество. Это не значит, что вы должны сохранять с ними связь, пытаясь выбить желаемое.

Проработать обиду — не означает «не чувствовать обиды», «смириться с несправедливостью» или, уж тем более, «полюбить обидчика». Это означает просто признать своё реальное место в мире, оценить свои возможности и решить, что именно я собираюсь делать со своей жизнью.

В реальном мире, а не в мире своих фантазий.

И вы не представляете, сколько энергии на реальную жизнь при этом высвобождается!…

Автор: Елизавета Павлова. Опубликовано на личном сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *