Боярыня морозова картина о чем

«Боярыня Морозова» – драма истории России на картине Василия Сурикова

«Боярыня Морозова» – знаменитая картина Василия Сурикова, что открывает нам эпизод из жизни не менее знаменитой личности. На ней представлены события ноября 1671 года, когда боярыню Феодосию Морозову из московского дома отправили в ссылку по приказу русского царя. Она была одной из тех личностей, что стали символом старообрядчества в России.

Сама же картина, появившаяся на пятнадцатой выставке художников-передвижников, стала особой вехой в развитии русской живописи. В ней есть всё – драматизм, историческая правда, скрытые образы, яркость персонажей и обстановки. Как и когда была написана «Боярыня Морозова»? Почему личность самой боярыни вызвала такой интерес живописца?

Истоки творения картины

Конец XIX века для русского искусства знаменуется повышением интереса к собственным корням – как культуре, так и истории. Если прежде господствовали некие “западные” тенденции, то теперь писатели и поэты, скульпторы и художники стараются раскрыть суть русской души и, конечно, прошлое России. Особенно ярко это отразилось в живописи, и пример тому – картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».

Как считают учёные, интерес Сурикова к истории старообрядцев появился ещё в юности. Ранние годы будущего художника прошли в Сибири, где было немало сторонников “старой” веры, что составляли жития. Предполагается, что с текстом «Повести о боярыне Морозовой», описывающей жизнь и гибель Феодосии Прокопьевны, юного Сурикова познакомила крёстная мать.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чемИлья Ефимович Репин «Портрет Сурикова Василия Ивановича», 1877 год
Портрет находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Исторические факты о боярыне Морозовой

В ноябре 1671 года боярыня Морозова была арестована вместе с сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки призвать женщин отказаться от прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь всецело поддерживал новые церковные реформы.

Менялась не сама вера, а некоторые важные её аспекты и даже символы. Так, к примеру, реформаторы требовали отказаться от использования двух перстов при крещении, поскольку в Европе крестились тремя. Многие церковные книги имели немало описок и ошибок, а потому их необходимо было переписать.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чемФрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», изображающий Феодосию Морозову, арестованную царскими властями в 1671 году.
Она держит два поднятых пальца, намек на старый “правильный” способ креститься: двумя пальцами, а не тремя.

И если патриарх вместе с царём настаивали на использовании в качестве основы греческих текстов, то боярыня Морозова и другие старообрядцы выступали за работу с древнерусскими книгами.

Сёстры Феодосия и Евдокия подвергались пыткам. Одни считали Морозову святой, другие – отступницей. Неугодную боярыню народ даже хотел сжечь, однако совет шестнадцати бояр вступился за представительницу знатного рода. Это не спасло Морозову – она умерла в монастырской земляной тюрьме от истощения.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чемПервый эскиз композиции, 1884-1887 год
Находится в Третьяковской галерее, Москва

История создания

Однако на картине Сурикова мы ещё не можем видеть дальнейшую участь Морозовой, но она открывает нам сцену отъезда. Как рассказывается в книге историка А. М. Панченко «О русской истории и культуре», в тот момент, когда сани боярыни проезжали монастырь, она сложила ладонь в двуперстие «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».

Это был символ и жест непокорности, бесконечной веры в прежние идеалы и принципы. Именно этот эпизод мы и видим на полотне Сурикова.

Сам художник говорил, что на написание картины его подтолкнула ворона, которая билась на снегу. Надо признать, что некое сходство с этой птицей у главной героини холста действительно имеется.

Прототипом для образа Морозовой стала женщина, имя которой не сохранилось в истории. Она также была сторонницей старообрядчества, Суриков встретил её у Рогожского кладбища. Однако типаж боярыни стал смешанным – в нём заметны черты тётки художника, Авдотьи Торгошиной. У живописца имелось более ста этюдов, на которых написаны портреты героев, что позднее заняли своё место на картине.

История искусства хранит предание о том, что якобы изначально Суриков хотел использовать полотно небольшого размера, однако не смог уместить на нём всех задуманных персонажей. В итоге был выбран холст размером 304 × 587,5 см.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чемВасилий Иванович Суриков «Боярыня Морозова», 1887 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины «Боярыня Морозова»

Центральным и поистине магнетическим образом картины является сама боярыня. Одна из самых богатых людей Руси, она едет на простых санях, покрытых соломой. Это – символ предстоящих пыток, мучений и голодной смерти. На момент ареста ей исполнилось всего 43 года, однако на полотне изображена едва ли не старуха.

Измождённая и осунувшаяся, она не теряет силы духа, готова в любой момент дать отпор врагам. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила. Она знает, что обречена погибнуть, но никогда не отступит от своих идеалов.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чемБоярыня. Этюд для картины «Боярыня Морозова», 1886 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Не менее ярко изображена и толпа. Художник находил образцы костюмов XVII века, чтобы максимально правдиво отразить события того времени. Разношерстную толпу можно рассматривать очень долго, и самое удивительное – эмоции людей. Они крайне противоречивы, ведь кто-то искренне жалеет Морозову, кто-то вдохновляется её смелостью, кто-то глядит осуждающе или вовсе смеётся.

Обратите внимание, что двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Прочие, даже её сторонники, боятся оказаться неугодными царю, а потому не решаются на смелый шаг. Сани с Морозовой словно раскалывают людей – так же, как идеи и принципы старообрядцев и реформаторов раскололи общество.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чемВасилий Суриков «Юродивый, сидящий на снегу», этюд к картине, 1885 год
Местонахождение: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров, Россия

«Боярыня Морозова« – поразительная картина, наполненная динамикой и эмоциями, которые мастерски удалось передать Василию Сурикову. Полотно было написано в 1884-1887 годах, однако события второй половины XVII века в ней показаны совершенно точно, а все детали реалистичны и правдивы. Как отметила искусствовед Галина Чурак, глядя на творение Сурикова:

«Мы становимся невольными не просто соучастниками – свидетелями того, что видим – мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины».

И в этом – поистине мистическое притяжение «Боярыни Морозовой».

Источник

История одной картины. Суриков В.И. «Боярыня Морозова»

Знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. В своем полотне художник был точен, изобразив реальное событие, произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года, когда по приказу царя подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома в заточение. Показанная на пятнадцатой передвижной выставке, картина Сурикова стала значимой вехой в художественной жизни страны.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.

В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.

Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых — Ивану Глебовичу.

Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова.

В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба.

При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича.

По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом.

Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).

Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.

Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны.

Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».

Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Под предлогом болезни она 22 января 1671 года отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя Урусова, мужа её сестры. Морозова обоим ответила решительным отказом.

В ночь на 14 ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудового монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов.

Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы).

После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом.

Через несколько дней Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря.

Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду.

В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы.

Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!».

Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией в Чудовом монастыре. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Боярыню вернули под арест.

В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству.

Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства.

Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой.

«Раб Христов! — взывала замученная голодом боярыня к сторожившему ее стрельцу. — Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша — помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изне-могох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика», И когда тот отказал («Ни, госпоже, боюся»), она из ямы просила у него хотя бы хлебца, хотя бы «мало сухариков», хотя бы яблоко или огурчик — и все напрасно.

Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года.

Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней, и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.

Источник

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Описание и анализ сюжета

Центральной фигурой на полотне выступает боярыня Морозова. Она состояла в родстве с династией Романовых и находилась в близких отношениях с царем Алексеем Михайловичем. Помимо картины об этой поистине легендарной героине создано много художественных литературных произведений, повествующих о её насыщенной биографии и судьбе. Автором этих рассказов был русский драматург и прозаик Георгий Северцев-Полилов.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Картина Василия Ивановича Сурикова впечатляет своими масштабными размерами (304х568 см). Художник ответственно подошел к созданию полотна, делая множество зарисовок на протяжении четырех лет. Произведение написано масляными красками на холсте. Основной сюжет состоит в описании известных трагических событий в истории царской России середины XVII века, получивших название «раскол церкви».

Анализ картины «Боярыня Морозова» следует начать с разбора жанра и стиля. У произведения историческая тематика, написано оно в жанре реализма. Именно это позволяет автору наиболее точно и объективно описать портрет главной героини — боярыни Морозовой. Жанр картины иллюстрирует ход политических и социальных событий, заключающихся в расколе религиозных убеждений, который приобрел на Руси масштабный характер.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Реформы патриарха Никона, проводившиеся при поддержке Алексея Михайловича, привели к множеству политических и религиозных конфликтов. В это время церковь и царская семья начинают активную борьбу против старообрядцев, к которым относилась боярыня Морозова. На картине описание истории её жизни изображено довольно ярко и трагично.

За активную борьбу и неотступность от своих религиозных убеждений княгиня была лишена всего имущества и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре, где скончалась от истощения в 1675 году после двух лет тюремного заключения.

Интересные исторические факты о картине «Боярыня Морозова» свидетельствуют, что к старообрядцам относилось не все боярство, а лишь некоторые его скрытые представители.

На полотне изображен переломный момент в жизни княгини, когда арестованную Морозову везут на казнь в место её заточения. Главная героиня, сидя на дровяных санях, величественно проезжает по московским улицам сквозь толпу. Её лицо и кисти рук бледны и безжизненны. Несмотря на всю тяжесть и безвыходность своего положения, боярыня не падает духом. Это видно по изображенному на рисунке знаку двуперстия, которое являлось символом старообрядчества. Главная героиня призывает окружающих её людей не отступаться от своих старых религиозных взглядов и идти с ними до конца.

Композиция картины

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Произведение Василия Ивановича Сурикова содержит в себе множество разных интересных композиционных элементов. Так, рука боярыни Морозовой, поднятая к небу, символизирует язык некого «черного» пламени, взметнувшегося к Богу. Зима с характерными для неё тонами синевы удачно акцентирует внимание зрителя на шубе, являющейся темным пятном на переднем плане картины. Это выгодно подчеркивает строгое одеяние боярыни.

Необходимо отметить тот факт, что Суриков в своем творении активно использует красоту переливающихся оттенков лежащего на дороге снега. Благодаря этому приему одежда центральных героев приобретает яркость и насыщенность. К примеру, жалкие рваные и бесцветные лохмотья юродивого, сидящего на дороге, приобретают необычайную живописность для зрителя.

В толпе, окружающей боярыню на московской улице, художник мастерски изобразил палитру различных настроений. На лицах некоторых людей видно нескрываемое восхищение главной героиней. Другие же выказывают лишь пренебрежение и презрение к Морозовой. Но бо́льшая часть толпы искренне сострадает боярыне, провожая её в последний путь. Народная поддержка является источником стойкости и непоколебимости княгини.

Среди всех персонажей заметно выделяется нищий юродивый. Хоть он одет в лохмотья и голоден, всего его внимание устремлено к Морозовой. Он искренне восхищается её упорством и стойкостью, силой характера и мужеством. Суриков хочет показать зрителям, что юродивый требует жалости и сострадания не столько к себе, сколько к главной героине.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

На картине изображена также родственница боярыни Морозовой — её сестра. Голова женщины покрыта белым платком, который расшит красивой и богатой вышивкой. Евдокия Прокопьевна Урусова во что бы то ни стало готова совершить аналогичный поступок и поддержать Морозову.

По видимому следу, оставленному санями в рыхлом грязном снегу, можно сказать, что художник замечательно изобразил картинку, дающую ощущение теплого зимнего дня. Автор применил прием контраста. Люди в толпе одеты в разные одежды — как богатые, так и убогие. Этим он хотел показать контраст судеб. Темная масса из одежд образует некую тональность, которую подчеркивают синие, красные и желтые цвета, расположенные в разных частях картины.

Чтобы подчеркнуть скорость саней, Суриков изобразил рядом бегущего мальчика, наблюдающего за жестом Морозовой с нескрываемым интересом.

Слева от боярыни расположились дьяки. Они не скрывают своего смеха и презрения, наблюдая за ней. Их поведение понятно, поскольку церковь находится на стороне царской власти, следовательно, дьячки уверены в справедливости и правильности происходящих событий с княгиней.

Палитра эмоций, изображаемых детьми, интересна для зрителя. Так, одни из них громко и неистово смеются, подражая взрослым и не понимая всей серьезности и трагичности разворачивающихся событий. В глазах других детей читается нескрываемый страх. Они напуганы, поскольку не понимают фанатизма и исходящей ярости от боярыни, которая зовет народ встать на истинный путь веры.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

На картине среди представительниц женского пола нельзя разглядеть ни одного радостного выражения лица. Все женщины, в том числе барыни в богатых и одеждах и девушки из простонародья, скорбят по горькой и тяжелой судьбе Морозовой. Особо выделяется среди них молодая монахиня, глаза которой преисполнены ужасом и тревогой.

В толпе также находятся староверы, которые являются сторонниками боярыни. Их можно обнаружить по особому одеянию и взгляду, пропитанному страхом и опасением за свою будущую жизнь. Но они, находясь среди москвичей, ничем себя не выдают. «Преступный» знак, то есть двуперстие, за Морозовой повторяет лишь юродивый, который искренне восхищается мужеством главной героини.

Среди москвичей также находятся татары и мусульмане, которые выказывают невольное уважение к бесстрашному поведению княгини.

Биография Морозовой

О знатном происхождении и богатстве княгини свидетельствует множество фактов. Среди них можно выделить следующие:

Княгиня принадлежала к высшей знати того времени. Она была чрезвычайно богата, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи современников. Среди них можно выделить следующие важные аспекты:

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

В отношении религии она была категорична, так как являлась противницей реформ патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович старался повлиять на боярыню, лишая её поместий. Но это не приносило никакого результата. Долгое время княгиню спасали её высокое место в обществе и покровительство царицы Марии Ильиничны.

В 1670 году Морозова окончательно удалилась от массовых светских мероприятий. Она даже не явилась на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной. После этого вопиющего случая государь принял окончательное решение о судьбе боярыни, сослав её вместе с сестрой в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря.

Влияние церковной реформы

Изменения, введённые патриархом Никоном при поддержке царя, привели к расколу общества на две оппозиционные группы. Люди, придерживающиеся старообрядческих обычаев, отошли от православной церкви.

Свою карьеру будущий патриарх Никон начал с редактирования всех книг, которые должны были по своему содержанию соответствовать греческим правилам и уставам. Бо́льшая часть общества, а также царская власть положительно отреагировали на эту реформу, поскольку необходимость изменения церковных обрядов была очевидна. Своеобразная модернизация православной церкви осуществлялась в целях укрепления положения Российского государства на международной арене. Это позволило бы укрепить связи во внешней политике. Ситуацию понимали все: и царь Алексей Михайлович, и вся светская элита, и представители церкви.

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Кроме того, реформы патриарха Никона позволили усилить царскую власть по отношению к церкви. Реализация изменений проводилась под сильным контролем со стороны государственной власти.

Политика реформирования активно начала воплощаться в жизнь с 1650 года. Она положила начало возникновению общественного резонанса. При богослужении введения, связанные с проведённой реформой, состояли в следующем:

Боярыня морозова картина о чем. Смотреть фото Боярыня морозова картина о чем. Смотреть картинку Боярыня морозова картина о чем. Картинка про Боярыня морозова картина о чем. Фото Боярыня морозова картина о чем

Все эти перемены привели к тому, что бо́льшая часть русского населения стала выказывать протесты, так как эта реформа воспринималась как посягательство на православную веру и её чистоту.

Таким образом, главной идеей картины является донесение до зрителей трагических событий, существовавших в судьбе русского народа. Реформа привела к церковному расколу и множеству человеческих жертв. Старообрядцы (староверы) совершали в этот период самосожжения, выражая тем самым несогласие с проводимой церковью политикой.

Произведение Василия Ивановича Сурикова не позволит современному поколению забыть об этом историческом периоде. Благодаря великому творению русской живописи любой человек сможет почувствовать страх, ужас и безысходность, которые испытывали люди в процессе осуществления радикальных церковных реформ.

С 1887 года по настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Долгая и кропотливая работа над этим произведением, включающая в себя массу этюдов, доработок и упорных поисков, принесла Сурикову славу и известность в истории русской живописи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *