Бочка в музыке что это
Кое-что о бочках
Бочка — один из самых громких звуков в электронной танцевальной музыке. Хорошая бочка может сделать разницу между треком, который звучит просто хорошо и треком, который доставляет настоящее, буквально физиологическое удовольствие. Продюсеры электронной танцевальной музыки тратят массу времени, пытаясь просто найти «правильный» звук.
Попытаемся разобраться с тем как ««устроена» бочка, из каких элементов она состоит. Это должно помочь вам принимать осознанные решения при выборе и синтезе бочки.
«Внутри» электронной бочки
Большинство бочек можно разложить на «атаку», «тело» бочки и иногда шума, придающего окраску и «дыхание». Вот как может выглядеть бочка в звуковых редакторах. На этих картинках мы можем разглядеть части отдельно.
Сначала, посмотрим на привычное отображение волноформы барабана — атака слева, а тело составляет большую часть звука правее. Шум здесь практически невидим.
Теперь, спектрограмма. Спектрограмма отображает частоту на вертикальной оси, и время по горизонтальной. Амплитуда соответствует цветной шкале справа — чем больше амплитуда, тем ближе к красному цвету. Слева мы видим атаку (зелёного цвета). В ней большое количество энергии занимает весь спектр. Шум — широкая синяя область — тянется через весь звук, но намного тише (и поэтому синего цвета, соответственно шкале) и наконец, низкочастотное тело бочки (тонкая зелёная линия внизу).
Теперь, та же бочка, но с фильтром HPF, который удалил большую часть низкочастотной энергии и теперь, мы можем разглядеть шум. Амплитуда здесь показана в логарифмической шкале, которая детальнее отображает низкоуровневые сигналы. Можно увидеть, что используется фильтр с небольшой крутизной спада — немного тела бочки все же, проходит через фильтр.
Усвоив эти три компонента (клик, тело и шум) вы можете понять, как лучше всего сконструировать новые, классно звучащие барабаны.
Тело бочки
Чаще всего, в электронной музыке, за исключением некоторых суперагрессивных звуков, для тела бочки используется синусоидальная волна.
Питч синуса модулируется резко спадающей огибающей. Таким образом, питч быстро понижается, пока не останавливается на низкой частоте (обычно между 40 и 60 Гц).
Скорость и контур этой огибающей и высота стартовой точки критически важны и определяют характер бочки.
У более жёстко звучащего барабана может быть чуть медленнее спадающая кривая или, возможно, более высокая стартовая точка питча. У более плотного электронного барабана могут быть высокие частоты, очень, спускающиеся очень быстро и огибающая достигает низких частот за несколько миллисекунд.
Стабильность низкой частоты может быть либо абсолютной — когда синус достигает низкой частоты и просто останавливается. Либо, как у 808 бочки, продолжает понижаться, но уже намного медленней.
Если питч останавливается, то появляется возможность настроить бочку на специфическую ноту — техника, в которой иногда есть смысл (зависит от каждого конкретного случая). Только у некоторых нот питч подходит для бочки, так как диапазон частот, в которых бочка звучит как бочка, довольно небольшой.
На супернизких частотах начинает теряться глубина — есть предел полезных низких частот, которые могут быть воспроизведены звуковыми системами. Самые хорошие звуковые системы и большие домашние спикеры будут работать приблизительно от 35 Гц.
С противоположной стороны, выше приблизительно 65 Гц, барабан перестаёт звучать как танцевальная бочка, теряет ударность и «пробивность» (punch).
Что это за звуки?
Послушайте вот этот паттерн:
А теперь – вот этот, и почувствуйте разницу:
Ноты одни и те же, мы просто изменили звуки. Это позволяет придать музыке уникальность.
Четыре типа звуков, используемых в этих матрицах, относятся к числу самых распространённых барабанных звуков во многих стилях как акустической, так и электронной музыки:
Бочка
Бочку ещё называют бас-бочка или кик. На акустической бочке барабанщик играет ногой с помощью специальной педали. Электронные варианты этого звука иногда делаются так, чтобы они звучали намного дольше или короче звука, производимого настоящим барабаном.
Сравните электронную и акустическую бочку:
Хлопок
Это звук одного или нескольких хлопающих в ладони людей. Сегодня электронный, стилизованный вариант этого звука (как в примере выше) более распространен, чем реально записанные хлопки в ладони.
Малый барабан
Удар по малому барабану производится барабанными палочками и создает короткий, «яркий» звук. Несколько металлических пружин (называемых струнами для малого барабана) натянуты поперек корпуса по нижней мембране барабана. Вибрация этих струн по нижней мембране барабана создает характерный «хрустящий» звук.
Хлопки, малый барабан и другие «острые» или «яркие» звуки часто используются в барабанных паттернах схожим образом.
Сравните электронный хлопок и акустический звук малого барабана:
Открытый и закрытый хай-хэт
Это – два разных звука, издаваемых одним инструментом, который называется хай-хэт (пара небольших железных тарелок, закрепленных на стойке). Хай-хэт – это пара небольших тарелок, закрепленных на стойке. Верхняя тарелка закреплена на стержне, который поднимается и опускается напольной ножной педалью. Хай-хэт «закрыт», когда барабанщик опускает педаль, сжимающую тарелки вместе. Положение, в котором нога барабанщика поднята и тарелки не касаются друг друга, называется «открытый» хай-хэт. В случае настоящей акустической барабанной установки между открытым и закрытым положением хай-хэта много промежуточных положений, и каждое из них предполагает разное звучание этого инструмента.
Попробуйте использовать все электронные звуки вместе:
А теперь попробуйте использовать все акустические звуки вместе:
Вы заметили.
Когда вы играете на открытом хай-хэте, и его звук ещё слышен, то закрытый хай-хэт «побеждает» и прерывает звук открытого. Именно так ведет себя хай-хэт в реальной жизни; хай-хэт не может быть открытым и закрытым одновременно. Хай-хэт ведет себя именно так на протяжении всех уроков.
Бочка
Бочка — это главный барабан, он стучит. В терминах «ун-ца-ун-ца», бочка — это «ун», а «ца» — это тарелочки (aka хайхеты). Считается, что это самое тупое, что есть в танцевальной музыке, но на самом деле это один из самых сложных элементов (технически) и, что самое удивительное, бочка от одного трэка чаще всего совсем не подходит к другому. Поэтому, по-хорошему, для каждого трэка нужно делать свою бочку, а не брать готовую. Делать бочку совсем с нуля, т. е. в волновом редакторе, я ещё не научился. Но сэмплы, которые идут в комплекте с FL Studio, дорабатывать до чего-то внятного уже получается.
Упрощая, можно сказать, что бочка представляет собой волну, частота которой за очень малое время снижается с высокой до очень низкой (например с 4 КГц до 60 Гц), после чего уже за более длительное время затухает аплитуда. В зависимости от того, по какому закону изменяется частота и аплитуда, в каких пределах, и какую форму имеет сама волна, бочка будет звучать так или иначе.
Трансовая бочка обычно очень «правильная» — чистая и чёткая. На настоящий барабан это совершенно не похоже, в жизни таких идеальных звуков не бывает. Проблема в том, что чем идеальнее волна, тем тише она звучит. Сравните синусоиду и квадратную волну:
Одну секунду звучит синусоида (440 Гц), и ещё одну секунду — квадратная волна той же частоты и амплитуды. Вот так выглядит стык:
Бочку всегда хочется сделать «громче», но этого можно достичь только делая её грязнее, а в этом случае она становится не такой красивой, как требуется трансу. То есть, задача состоит в том, чтобы сделать бочку неидеальной ровно настолько, чтобы она ещё не казалась грязной, но уже казалась слышнее.
Возьмём сэмпл бочки DNC_Kick, который идёт в комплекте с FL Studio (Packs/Dance). Вот как он звучит:
Вроде бы и неплохо, но только ничерта не слышно такую бочку в трэке. Вот как звучит кусочек из моего трэка Nia, если в качестве бочки туда поставить этот DNC_Kick:
Бочку не слышно. А вот тот же кусочек после нескольких месяцев работы над бочкой:
Каким образом мне удалось сделать бочку слышнее? Несколько моментов:
Подробнее о смысле и технике выполнения каждого из этих шагов — в следующей серии.
Ну, а бочку мечты умеет делать Rev:
Сведение бочки и баса в танцевальной музыке
Сведение бочки и баса – это один из самых важных аспектов сведения трека, особенно в танцевальной музыке. Хотя на эту тему написано уже огромное количество статей, я считаю необходимым ещё раз озвучить те базовые основы, которые необходимо знать для грамотного сведения бочки и баса. Ведь эти два низкочастотных инструмента являются фундаментом всего трека. Особенно это касается бочки. Если бочка в треке «не звучит», то соответственно и сам трек теряет мощь и объём.
Давайте разберемся, почему так важно правильное сведение бочки и баса?
Как известно, низкие частоты имеют большую длину волны, вследствие чего две одновременно воспроизводимых низкочастотных волны складываясь, образуют сигнал, который будет искажён вследствие нежелательных фазовых явлений (что такое фаза Вы можете узнать из статьи «Что такое фаза звука»).
Если одновременно воспроизвести бочку и бас, то на выходе можно получить один из двух вариантов:
1. Уровень низких частот снизится
Это произойдёт в том случае, если бас будет в противофазе относительно бочки. А, как известно сложение двух идентичных сигналов находящихся в противофазе компенсируется. Именно поэтому уровень низких частот снизится.
2. Уровень низких частот увеличится
Это произойдёт в том случае, если бас будет в одной фазе с бочкой.
Если рассматривать структуру классического танцевального трека (например, в стиле trance), то можно сделать вывод, что бочка и бас не всегда играют вместе. В тех структурных участках, где бочка или бас играют отдельно, их громкость имеет определённый уровень, но когда эти инструменты будут играть вместе, то уровень сигнала (бочка+бас) значительно измениться вследствие фазовых искажений. Согласитесь, что вряд ли Вы достойно оцените трек, в котором значительно изменяется уровень низких частот в разных его частях.
Как раз для того чтобы и бочка, и бас звучали ровно на протяжении всего трека необходимо их сводить.
Я рассмотрю 3 самых распространённых метода сведения бочки и баса.
Методы сведения бочки и баса
Этот метод предполагает создание такой партии баса, которая не будет пересекаться с бочкой (бас и бочка не будут звучать одновременно). Примером может служить типичная для танцевальной музыки партия баса, показанная на скриншоте ниже.
2. Использование сайдчейн компрессии
В 99% случаев для сведения бочки и баса в танцевальной музыке применяется сайдчейн компрессия (или просто сайдчейн). В момент удара бочки уровень громкости баса снижается в зависимости от настроек (или увеличивается степень компрессии).
Такой эффект не только помогает разделить бочку и бас, но и задаёт дополнительный грув.
3. Использование сайдчейн компрессии только на низких частотах баса
Если аранжировка сделана таким образом, что партия баса должна звучать ровно (без «кача»), то в этом случае сайдчейн компрессия применяется только к низким частотам. При этом бас предварительно разделяют на два канала (Sub Bass и Mid Bass) и используют эффект сайдчейна только на низкочастотной составляющей баса.
Для разделения частот используют любой многополосный прибор.
Такой плагин вешается в разрыв обоих каналов. В одном из которых солируются низкие частоты, а в другом – высокие.
Смотрите видеоурок на тему сведения бочки и баса.
Бас словами музыканта
На очереди – еще один транскрипт нашего подкаста «Звук». В пятом выпуске (3.02.2014) мы решили открыть серию бесед с экспертами из мира музыки, поэтому Тимофей Шиколенков взял интервью у Даниела Добоша, играющего на ударных в молодой музыкальной группе ВСВ, на тему баса. Интервью вышло очень живым, и нам удалось в очередной раз разоблачить парочку мифов, сформулировать ряд практических советов и выводов.
Тимофей: Основная тема, о которой говорят и по которой сравнивают [аудио] аппаратуру – это бас. Эта тема в России чуть ли не основополагающая. Когда спрашивают про аппаратуру, отвечают, что она должна «долбить нормально».
Выясняется, что люди под басом понимают совершенно разные вещи. На твой взгляд, взгляд человека, который играет на ударных: что такое бас, как ты его себе представляешь? Как ты его слушаешь, например, дома? Насколько этот [домашний] бас походит на то, что ты слышишь, когда играешь на своем музыкальном инструменте? Что ты на эту тему можешь рассказать интересного?
Даниел: Для начала, мне кажется, что эта история про супер-мощный ударный бас касается не только России, но и Америки, где люди просто любят тусоваться. Собраться и так хорошенечко «вмочить», чтоб слышно было всем соседям, друзьям, кому-то через улицу, и около машины все собрались бы, начали жарить барбекю и т.д. Ну как обычно это бывает. Главное, чтобы было громко и било по голове.
Неважно, электронная это музыка или классическая, или рок-музыка. Это инструмент, на нем играет человек, и он что-то пытается донести. Есть бочка, она называется «бас-бочка». Она не играет роль баса, она бьет пульсацию, это как раз и есть панч-удар. А все остальное – это дело гитариста, бас-гитариста, контрабасиста. Для меня главное, чтобы он [бас] был слышен и не сильно выпирал. Так «любят» делать во многих наушниках, во многих дешевых акустических системах – бас прямо прет, но он «ватный».
Тимофей: Вообще у меня сложилось ощущение, что когда слушаешь какие-то совсем дешевые системы, удара бас-бочки вообще нет, его не слышно.
Даниел: Он, вроде как, есть, но он весь какой-то «в кашу». Чистого, конечного, нет. Но что-то есть, и человек думает, что это бас. Он что-то слышит «на низах», и думает, что это бас.
Тимофей: «Низкие частоты» – у разных людей совершенно различное видение этого понятия. Когда они на своей дешевой аппаратуре добавляют низких частот, они на самом деле не добавляют бас, верно?
Даниел: По большому счету, да. Получается перегруз в системе и еще бОльшая «каша».
Тимофей: Бас ведь от этого не появляется?
Даниел: Появляется, но какой-то немузыкальный: не тот, который должен был бы появиться.
Тимофей: То есть получается, что есть такие системы, которые бас не могут воспроизвести в принципе. Я, кстати, впервые по-настоящему услышал бас-бочку в записи, когда первый раз оказался в Аудиомании несколько лет назад, еще не работал, и мне включили какую-то демонстрационную запись – тогда я понял, что такое бас. Я его не просто услышал, я его еще и ощутил.
Получается, чтобы воспроизвести настоящий бас, нужны какие-то очень большие колонки? Есть такой миф, может быть, мы его подтвердим или опровергнем: если в колонке динамик меньше 15 дюймов, то настоящий бас он воспроизвести не в состоянии. Как у тебя по ощущениям? Насколько сильно отличается то, что ты играешь в группе, от того, что ты слушаешь, например, на Hi-Fi аппаратуре?
Даниел: Мне кажется, чтобы записать настоящий бас, наверное, действительно нужны большие динамики. Разные: и 10, 15 и 20 дюймов. Потому что бас бывает разный: и среднечастотный, и супернизкочастотный. И какой-нибудь гигантский динамик можно поставить, чтобы супернизы записать.
Это профессиональные акустические системы для записи, с помощью которых звукорежиссер вырезает все паразитные частоты, делает нормальный микс. И они неплохо играют, мне кажется, и на 10-дюймовый динамиках и бас отыгрывают. Все зависит от громкости, от давления, которое динамик создает.
Понятное дело, что от одного 10-дюймового динамика мы не получим супермощного давления, которое озвучит площадь в 40 квадратов. При этом на среднем или на тихом звуке получится отличный бас, который будет слышно. Даже будет ощущение, что в груди что-то бьет.
Возьмем те же самые маленькие наушники, там динамик совсем маленький, но при этом там бывает и очень низкий бас, и его тоже хорошо слышно. Поэтому, я думаю, все зависит от звукового давления, которое нужно получить в итоге. Если человек хочет получить ударную волну, которой можно сломать стену или разбудить соседа с утра, пускай покупает 15-20-дюймовые динамики, усилители на киловатты звука. Счетчик у него будет крутиться просто с бешеной скоростью. При этом нужно будет что-то и с высокими [частотами] делать, и с серединой. Это тоже сложный момент.
Домашние системы, которые я видел, отлично отыгрывают, даже маленькие колонки. Я был удивлен – пускай будет реклама, но [взять] те же самые Arslab или Penaudio: я был [ими] шокирован, и MC тоже. Маленькие колонки выдают достаточно приличный бас. Понятное дело, не на самой большой громкости.
Полочная акустика Arslab Emotion 1 SE компактна и предназначена для небольших помещений – инженеры поработали над тем, чтобы бас в ней действительно «звучал»
Тимофей: Можно сделать вывод, что если нам не нужно воспроизводить особо низкий бас с очень высокой громкостью, то нам дома совершенно не нужны огромные колонки. Если мы просто хотим с комфортом слушать любимую музыку, в которой, естественно, есть басовая составляющая, являющаяся элементом драйва, получения эмоций, то мы не говорим о том, что нужны огромные колонки с огромными динамиками.
Даниел: Конечно, не нужны. Если не хватает ощущения исполинского баса, можно купить сабвуфер небольшого размера. И даже спрятать его удобно, чтобы его не было видно, и найти удобное расположение, чтобы он звучал отличным образом. Колонки могут стоять достаточно близко к слушателю и быть спрятаны где-то в комнате, сабвуфер тоже можно установить где-то незаметно. Но это если не хватает [басов], а у нас, как я понимаю, их многим не хватает.
Тимофей: Может, просто кажется, что не хватает. Может быть, на самом деле всего достаточно. Просто остается традиционное желание добавить низких частот, чтобы казалось, что звук лучше, или что басы передаются более эффектно.
Даниел: Да, нет. Все хотят получить просто физическое ощущение приятной вибрации по телу. Я думаю, она очень хорошо расслабляет человека. На слух разница, конечно, есть, но небольшая.
Тимофей: Получается, что мы говорим не только о восприятии самого звука, но и о целом спектре других ощущений, без которых нет полноценного прослушивания.
Даниел: Получается, что да.
Тимофей: Грубо говоря, мы можем взять пару небольших колонок, поставить их на стойки, спрятать или удачно расположить сабвуфер в нашей квартире, которая, как правило, имеет большое количество мебели. И тогда, несмотря на то, что у нас не огромные колонки с огромными динамиками, мы получим ощущения, которые можно сравнить с ощущениями от прослушивания живого концерта, живого баса. Можно так пытаться сравнить, или это некорректно?
Даниел: Можно, но концерты тоже разные бывают. Если взять гигантскую площадку, там о качестве звука речи не идет. Там главное, чтобы все было слышно, главное передать энергетику на большой стадион. Такой бас получить дома, наверное, невозможно.
Даниел: И не нужно. Один раз я был на концерте электронной музыки, по-моему, это была Пичез [Peaches], я такого никогда не слышал. Не знаю, опять реклама или нет, там стояли профессиональные акустические системы Funktion-One. Они выдавали настолько мощный звук! Он был достаточно чистый и хороший, но он был настолько мощный, что все мое тело вибрировало, а рубашка ходила ходуном. Звук был неплохой, но это был перебор и хотелось куда-то отойти. Многим людям нравится что-то подобное, и они хотят дома такое же устроить.
Тимофей: А если тише просто сделать? Или тогда потеряется эффект?
Даниел: Наверное, потерялся бы. Так получается прямо расколбас, люди сходят с ума и начинают танцевать, исполнять безумные вещи.
Тимофей: Это от громкости? Или это какие-то другие ощущения?
Даниел: Я думаю, это и громкость, и тактильные ощущения.
Тимофей: То есть все сразу, все в комплексе. Мы только что выяснили, что, в принципе, дома можно получить тот же самый эффект благодаря небольшим системам.
Даниел: Да, и дома все-таки хочется именно слушать музыку, а не прыгать до потолка, бегать, толкаться и танцевать. Хочется очень глубоко прослушать композицию, все инструменты, и насладиться музыкой, а не получить просто волну ударную.
Тимофей: А если хочется получить ударную волну?
Даниел: Это можно всегда, но для этого нужны более крупные размеры. Необязательно 15 дюймов, это, правда, много.
Тимофей: Ок. Мы пришли к тому, что дома, в общем и целом, необязательно иметь что-то огромное, ибо задачи прослушивания музыки дома немного отличаются.
Тимофей: Мы хотим комфортного прослушивания, а если мы собираем какую-то тусовку, то решаем те же самые задачи, имея сабвуфер или пару не очень маленьких акустических систем. И мы слышим настоящий бас, если система умеет его воспроизводить. Если это действительно качественная система, то мы все это слышим, и для этого не нужны огромные колонки.
Даниел: Я думаю, да. Ну и самое главное, гораздо приятнее слушать бас, нежели получать простой пинок. Приятнее наслаждаться музыкой, нежели отбойным молотком.
Тимофей: Вопрос соседей, наверное, тоже возникает.
Даниел: Да, конечно. Плюс еще ко всему прочему, звукорежиссеры готовят записи к воспроизведению именно в домашних условиях, и линия баса тоже подготовлена именно к домашним акустическим системам. Они уже не требуют такого воспроизведения, как в студиях при записи.
Тимофей: Не знаю, насколько корректный вопрос, твое мнение, где находится грань ценообразования? Где начинаются акустические системы, которые могут воспроизводить настоящий бас, и где кончаются те, которые еще не могут? Дай примерный совет слушателям, которые хотят получить дома «тот самый настоящий бас».
Понятно, что все колонки выглядят одинаково: это какой-то ящик, из которого что-то доносится, но они все стоят по-разному. К сожалению, как мы уже говорили в прошлых выпусках, найти какие-то универстальные характеристики, которые могли бы обосновать тот или иной выбор невозможно. Даже если бы они и публиковались, они были бы непонятны.
Поэтому те характеристики, которые публикуются – частотные диапазоны, как правило, все одинаковые, мощность практически ни о чем не говорит, потому что она может измеряться по-разному. Мы можем, например, мощно воспроизводить звук невысокого качества: грубо говоря, характеристик качества в технических характеристиках в интернет-магазинах мы не увидим, мы их не осознаем.
Косвенная характеристика – это цена. Мы можем прикинуть, что есть акустические системы за какую-то определенную цену, которые могут что-то воспроизвести более-менее похоже. Поэтому такой вопрос: где та грань цены, ниже которой в колонках искать бас бесполезно?
Даниел: По моим ощущениям, для полочников [эта грань] от 20 тысяч начинается. Конечно, чем выше, тем лучше, но средняя цена, наверное, 50 [тысяч – на этом уровне] будет все уже хорошо звучать. Но дешевле 20 тысяч, мне кажется, сложно будет что-то найти. Возможно, есть за 20 тысяч какие-то экземпляры, но это надо слушать.
Все на свете не переслушаешь и по всему миру не объедешь, не наслушаешься даже на выставках. Есть и чуть дешевле, но тут уже компромиссы идут. Либо компромисс в материалах, либо в устройстве самой акустической системы. Даже за 20 тысяч все равно компромисс в материалах отделки уже есть. Потому что если [за эти деньги] начинка напичкана отличная, колонки звучат здорово, то о супер редком шпоне речи уже не идет. Будет классическая отделка, но ничего страшного. Зато они будут качественно играть.
Тимофей: Грубо говоря, человек может для себя выбрать, что ему более важно: качественный звук или качественный внешний вид.
Даниел: Да, наверное, здесь начинается уже такая дилемма: нужно либо в интерьер вписать, чтобы жена была рада, либо слушать музыку и получать от музыки удовольствие. Дальше, понятно, что чем дороже акустика, тем интереснее исполнение, но сложностей все равно много. Это уже от фирмы-производителя зависит, у кого какая политика именно звуковоспроизведения.
Еще один пример плолчной акустики для небольших пространств (то есть, например, для квартиры относительно небольших размеров) – Penaudio Rebel. И в этом случае разработчики также уделили особое внимание басу
Тимофей: Есть провокационный вопрос. Мы, в общем-то, обсудили его, но хочется от тебя как от профессионального музыканта услышать совет, насколько профессиональная акустическая система уместна дома? В той или иной степени профессиональная. Это может быть клубная акустика или акустика для студии, в которой работают звукорежиссеры.
Даниел: Я думаю, особо не уместна, если только вы не начинающий звукорежиссер или хотите дома делать электронную музыку. Пожалуйста, тогда можно купить мониторные колонки. Что касается клубного звуковоспроизведения, большие эти «гробы» дома нисколько не интересны и абсолютно бесполезны, потому что это какую надо иметь большую квартиру или дом?
Тимофей: А в маленькой квартире что с ними будет?
Тимофей: А если тише сделать?
Даниел: Тогда они не дадут достаточного удара, на который рассчитаны. Профессиональная техника тоже имеет минимальную громкость воспроизведения и максимальную. Есть диапазон, в котором они работают как нужно, воспроизводят и звуки хорошо, и по балансу все здорово. Ниже уже будут завалы на высокие частоты, громче – на низкие.
Но, все-таки, они рассчитаны на большое расстояние, а не на то, чтобы слушать прямо рядом с ухом. Метров на 5-10 они рассчитаны, некоторые на 3 метра. Разные колонки – на разные расстояния.
Тимофей: Желание получить настоящий бас дома никаким образом не решается покупкой профессиональной акустики, большой, сценической, клубной.
Даниел: Я думаю, нет. Чтобы послушать настоящий бас, мне кажется, нужно сходить в консерваторию и насладиться настоящей музыкой с отличной акустикой.
Тимофей: Как-то странно слышать совет «сходить в консерваторию» от человека, который играет тяжелую музыку.
Даниел: А почему нет? Музыка – это единый организм, единое существо, просто воплощенное в разных жанрах и по-разному сыгранное. Но основа-то одна. И звуки, в принципе, имеют одинаковую основу. Просто где-то они электрические, электронно обработанные, где-то они аналоговые полностью. Но, чтобы понять, что такое бас, нужно сначала послушать рояль в хорошей акустике. На самых низких частотах там происходят настоящие вибрации, очень мощные.
Тимофей: Но я тебя перебил по поводу мониторных систем дома. Казалось бы, это то же самое. Чем плох мониторный звук для обывателя?
Даниел: На самом деле, он не очень-то и приятный. Если люди хотят получать удовольствие от музыки, а не слышать все, что там происходит.
Тимофей: А что плохого, если мы будем слышать все? Есть опять же миф или не миф: люди говорят, что они хотят слышать настоящий, реальный, правдивый звук. На этом и основано желание приобрести профессиональное оборудование, мониторную акустику.
Даниел: Дело в том, что, купив профессиональные мониторные акустические системы, человек будет слушать дома, наверное, записи, приготовленные для домашней системы. Соответственно, что-то [в звуке] полезет немного другое.
Мониторы служат рабочим инструментом для звукорежиссера, чтобы работать с материалом, чтобы вырезать ненужные куски, какие-то частоты убирать. Именно чтобы звукорежиссеру все было слышно в материале, с которым он работает, а не чтобы слушать конечный результат, который будет звучать хорошо потому, что он потом все равно будет его дорабатывать и подготавливать к носителям.
К винилу будет один мастеринг, к сети – другой. Это уже другая история. Даже конечный результат на профессиональных мониторах звучит немного по-другому, нежели на акустических системах. Все равно все готовится именно к домашним акустическим системам.
Тимофей: Проблема в материале. Если бы смогли добыть исходник какой-то записи, он бы лучше звучал на мониторах, чем на домашней системе?
Даниел: Он не лучше бы звучал, он просто звучал бы более качественно. Было бы слышно больше деталей, как хороших, так и паразитных звуков. Вот и все. Это просто очень тонкий инструмент. Зачем резать сыр медицинским скальпелем?
Тимофей: Хорошее сравнение. Мне нравится.
Даниел: Это же бесполезно. Это долго, муторно…
Тимофей: Зато очень точно.
Даниел: Очень точно, зато вообще не быстро и неудобно. И наоборот, делать операции кухонным ножом тоже как-то нехорошо. Так же и здесь. Это очень тонкий инструмент, но он для работы.
Тимофей: Можем посоветовать нашим слушателям, которые хотят узнать, что такое настоящий бас, сходить на настоящий концерт?
После этого меняется сознание у людей. У меня поменялось, и у многих людей, я думаю, после того, как они услышали что-то настоящее. Органная музыка тоже очень здорово в этом плане помогает, там тоже очень много низких частот. Просто перестаешь мыслить о басе как о чем-то простом, ударном, мощном, как любят у нас в машинах делать часто.
Тимофей: Мы слышим, что ударник там есть, но как музыкальный инструмент мы его не слышим.
Даниел: Да, поэтому люди часто говорят, что не слышат бас-гитариста в песнях. Потому что часто он играет в ритм с бочкой и кажется, что на самом деле бочка только звучит. Многих партий просто не слышно. После того, как я услышал высококачественные акустические системы, я был поражен, насколько интересно многие музыканты играют. Раньше я этого даже не слышал.
Тимофей: Запись послушал, да?
Даниел: Да. Очень много интересного открывается.
Тимофей: То есть музыка открывается совершенно по-другому?
Тимофей: Если подытожить, совет такой: сначала сходите на концерт, а потом приходите в магазин, в шоурум и послушайте, как это может звучать на акустических системах. После чего, я вынужден предупредить, кому-то, возможно, придется выбросить то, что у него дома стоит.
Даниел: К сожалению, да. Здесь не хочется никого обидеть, но с этим сталкиваются все, когда понимают, что надо прощаться со своими старыми друзьями, если что-то качественно нужно менять. Ничего с этим уже не поделаешь.
Тимофей: Короче, мы вас предупреждали.
Даниел: Да. К сожалению, хорошее стоить дешево не может. Очень редко [так бывает: например], когда кото-то просто тебе подарил или повезло. Про концерты: я думаю, нужно сходить не на большой стадионный концерт, послушать музыку там и требовать такого звука дома, а именно на концерт с хорошим акустическим оформлением зала.
Тимофей: Туда, где помещение предназначено именно для концертов.
Тимофей: Хорошо. А что ты скажешь про клубы, например, джаз-клубы, тоже вроде небольшие? Насколько они предназначены для этого, насколько их можно брать в качестве эталона?
Даниел: Я думаю, джаз отлично туда вписывается. Эта музыка рождалась и появилась в таких клубах, поэтому она и звучит так, как нужно. В плане звуков она достаточно спокойная и тихая. Даже тарелки звучат по-особенному, не как роковые тарелки, которые оглушают. Эти играют достаточно музыкально.
Все от корней зависит, от того, что изначально играли в таких помещениях, не предназначенных для музыки. Ну и контрабас не может играть очень громко. Он играет достаточно тихо, поэтому, чтобы его было слышно, всем музыкантам приходится играть тоже не очень громко, чтобы образовался баланс.
Тимофей: В таком случае пожелаем всем баланса, правильного звучания. Но правильного – не мониторного, а правильного такого, от которого можно будет получить удовольствие, поднять настроение, получить новые эмоции от прослушивания, может быть, даже привычной музыки.
Даниел: Если мурашки по коже пошли, то вы попали в цель, и удовольствие на 100 процентов получаете от музыки и её прослушивания. У меня было так не раз, и я удивлялся.